Дворы заполнены машинами: автомобили оставляют на детских площадках и тротуарах. А в центре города традиционными местами стоянки стали первые полосы дорог.
Гаражи растут в цене
Саратов с его узкими улочками и маленькими дворами не был рассчитан на такое количество автомобилей. Сейчас в областном центре зарегистрировано 300 тысяч машин. Учитывая то, что в городе проживают 839 тысяч 800 человек, получается, что личный транспорт имеет каждый третий. И дальше ситуация на дорогах будет еще больше осложняться. Ведь, согласно статистике, число автомобилей, зарегистрированных в Саратове, из года в год увеличивается на 7-8 процентов.
Дефицит парковок уже привел к тому, что за место на охраняемой автостоянке приходится платить минимум по 100 рублей в сутки. А стоимость гаражей и подземных парковок сравнялась со стоимостью однокомнатной квартиры в спальном районе.
Спасти ситуацию можно, если строить в центре города новые парковочные карманы, возводить многоуровневые стоянки, расширять дороги... Но сделать это сложно, особенно в условиях дефицитного бюджета. А частные инвесторы начинать строительство не торопятся: оформить подземную парковку сложно, а без документов нет гарантий собственности.
Числится в бумагах
«Автостоянка под окнами доставляет кучу неудобств: гудит сигнализация, нечем дышать из-за выхлопных газов, нет свободного участка для озеленения», - горожане звонят в редакцию и высказывают недовольство.
Только вот расширять стоянки во дворах практически невозможно - свободного места просто нет. Но ведь и в новостройках машины ставить негде. И не только в центре, где земля дорогая, но и в новых микрорайонах. Застройщики проектов эконом-класса обычно ограничиваются парковочными карманами во дворах и у подъездов домов.
- Мы до конца прошлого десятилетия работали по нормативам СНиП, которые были утверждены в 1984 году (3 машины на 100 семей). В 2011 году они были пересмотрены, но и это уже отстаёт от реалий, - рассказывает Леонид Писной, депутат областной думы, Почетный строитель России. - Более того, принятие новых нормативов - половинчатая мера. Вот, например, как использовать норматив применительно к конкретному дому? Застройщик говорит: парковку сделаем, когда будем строить вторую очередь. И не выполняет обещание! Нашли решение проблемы: с 2013 года действует поправка в региональный закон - при проектировании застройщики должны делать межевание земель с последующим его утверждением. Это значит, что со следующего года мы сможем видеть на проекте конкретный дом, количество квартир в нем и земельный участок этого дома, отведенный под стоянку. Для новых микрорайонов, которые будут проектироваться, предусмотрены парковки из расчёта минимум 50 мест на 100 семей.
Эвакуаторам раздолье
«Дворы многоэтажек забиты транспортом не только местных жителей, но и тех, кто приезжает в центр на работу, за покупками», - жалуется Галина Ивановна, жительница дома № 8 на площади Кирова. Парковочных мест не хватает, поэтому начинаются нарушения: автомобили паркуют под запрещающими знаками. Между тем нарушать правила сейчас опасно - по городу активно работают эвакуаторы. И штрафы в этом году значительно подняли - до 3000 рублей
- За 11 месяцев с улиц Саратова было эвакуировано более 25 тысяч машин, владельцы которых нарушили правила дорожного движения, - рассказывает Елена Ярцева, инспектор по пропаганде ОГИБДД МВД по городу Саратову. - 5 декабря на штрафстоянки привезли 100 машин, 4 декабря - 83 автомобиля, 3 декабря - 119. В среднем в сутки эвакуируют порядка 100 машин.
Работают эвакуаторщики быстро: специалист подцепляет автомобиль тросом, включает механическую лебедку, и машина медленно вползает на платформу. На погрузку уходит всего несколько минут.
Меры, конечно, работают - большинство водителей теперь не ставят авто под запрещающими знаками на улицах Московской,Чапаева, Горького, Вольской...
Возмущает другое: применяется эвакуация избирательно. Сколько раз можно было наблюдать картину: забирают старые «Жигули» 6-й модели, а вот припаркованный внедорожник не замечают.
Да, брошенные автомобили мешают движению. Но чтобы спрашивать за нарушение правил парковки, надо сначала создать возможность эти правила соблюдать.
Справка
С неохраняемых стоянок угоны автомобилей совершаются чаще. Так, по данным областной прокуратуры, за 9 месяцев этого года с охраняемых стоянок совершено 27 угонов, а с неохраняемых 553.
Мнение эксперта
Строить не выгодно
Мнение власти
По мере возможности
Колумнист
Строителям не выгодно, жильцам дорого