Пригород Саратова - настоящая зона отчуждения. Именно так называют свои поселки местные жители. Для многих из них даже поездка на автобусе до работы или учебы превращается в настоящую пытку. Областные чиновники из правительства и министерства транспорта, похоже, уже давно махнули на проблемы сельчан рукой и отгородились от них тонированными стеклами своих автомобилей. В нескольких десятках километров от столицы губернии кипит совершенно иная жизнь - нищая, безработная и проблемная.
Арифметика по-чиновничьи
Жители поселка Дубки недавно собирались перекрыть федеральную трассу Сызрань - Волгоград. На митинге у въезда в поселок они выразили свой протест от имени всего пятитысячного населения. Требование к власти - снижение непомерных тарифов на проезд. Люди не понимают, каким образом устанавливается предельная стоимость проезда. "У нас в голове не укладывается, как чиновники производят свои расчеты. Им-то бензин оплачивает казна. Проезд от Дубков до Сенного рынка подорожал до 25 рублей. Дорога занимает не больше 30 минут, - жалуется одна из местных активисток Светлана Асамбаева. - Но каким образом удается сдерживать рост тарифов на маршрутах Энгельс - Саратов? За 40-минутное удовольствие они платят всего лишь 9 рублей".
- У нас проживают почти полторы тысячи человек. От города находимся всего в 14 километрах, а такое ощущение, что на краю вселенной, - рассказывает корреспонденту соцработник Наталья Львовна из села Клещовка. - Почти вся молодежь вынуждена работать или учиться в Саратове - у нас просто негде. Только на оплату проезда в транспорте ежедневно тратим 30 рублей в один конец.
Наступление дачного сезона для деревенских жителей - большое несчастье. Количество пассажиров возрастает вдвое, а то и втрое. Старые автобусы всегда идут битком. "Когда это кончится? Над нами словно издеваются. Посадить бы чинуш и транспортников в эти "консервные банки", чтобы они на собственной шкуре прочувствовали всю прелесть от поездки! - возмущается пенсионерка Антонина Гришанова. - Едешь, бывало, прижимаешься носом к стеклу, а сзади на тебя наваливаются пассажиры со своими ведрами и мешками. В городе за эти деньги - 60 рублей - на такси с комфортом добраться можно, а тут - как селедки в бочке".
Аналогичная проблема у тех, кто живет в Свинцовке. Автобусы в этом направлении курсируют четыре раза в день. Уже на Сенном рынке "ПАЗики" берут штурмом. К тому моменту, когда они проезжают мимо 6-го квартала или Техучилища, деревенским ребятам просто не хватает места. Сколько раз такое было: дачники уезжают, а жители Свинцовки потом добираются до дома на перекладных, переплачивая еще больше. Но деваться некуда. Те, у кого есть родственники, живущие в черте города, останавливаются у них. Снимать квартиру за 4-5 тысяч рублей в месяц для учащихся - непозволительная роскошь.
Галина Кададова сетует, что из-за дороговизны проезда жители деревень лишаются даже того небольшого приработка, который получают от торговли молоком. "Сколько раз мои соседи и знакомые чуть ли не ночевали на остановках - попутку поймать тоже не так-то просто, - говорит женщина. - Работы у нас в селе нет. Приработок многих - частное подворье. Творог, молоко, сметану - все везут для продажи на саратовские рынки. Но дорога каждый раз доставляет мучения".
Ежедневная битва за выживание
- Добраться до села Рыбушки еще сложнее. Стоимость проезда от Саратова - 67 рублей. Почти 1700 человек буквально отрезаны от нормальной жизни, - рассказывает Наталья Косенкова. - Полуразваливающийся автобус "Икарус" еле плетется. Нередко места в автобусах продаются по завышенным ценам. В проходах чуть ли не на корточках сидят. Чуть дальше от нас на 5-7 километров - совхоз "15 лет Октября", так до него и вовсе билеты по 75 рублей. Почему же так дорого?
Согласны с ней и жители Поповки. Начальник местного почтового отделения Елена Николаевна возмущается: "Почему представители власти над нами издеваются? Каждый день - битва за выживание. Тридцать километров отделяют нас от областного центра - Саратова. Но ощущение такое, что мы - на заре цивилизации. Трясемся на единственном автобусе, который постоянно ломается, да еще и ездит не по расписанию и всего два раза в день - утром и вечером". В Поповке живут около 1000 человек, из них чуть меньше 400 - пенсионеры. С работой - не просто напряженка, а сущее бедствие. Многие "скребут по сусекам" и выкраивают гроши для того, чтобы оплатить проезд. Но, похоже, что чиновников и транспортников это не особо заботит. Каждый раз они заверяют, что тарифы экономически обоснованы и даже несколько меньше, чем следовало бы брать.