В новогоднюю ночь жители поселка Братский Ивантеевского района стали свидетелями не грандиозного праздничного фейерверка, а огромного нефтяного пятна, стремительно растекающегося по пашням и оврагам. В четвертом часу утра на нефтепроводе Самара - Лисичанск произошла крупная авария.
Ее последствия до сих пор пытаются устранить, а на подсчет ущерба, по всей видимости, уйдет не одна неделя. Порядка 250 тысяч тонн "черного золота" просочились в почву, "накрыв" свыше двадцати пяти гектаров земли, и осели в водах местного пруда. Корреспондент "АиФ - Саратов" выясняла подробности экологической катастрофы.
Жирные реки из лопнувшей трубы
Такого зрелища здесь не видели даже старожилы. Нефть буквально повсюду. Овражистая местность добавила своих трудностей - темная с радужными переливами муть затекла в каждую природную складку и там осела. "Это нужно видеть своими глазами - даже мужчинам плакать хочется, - говорит житель Братского Николай Евграфов. - Овраг Дальний, пашни, сельские угодья, а главное, местный пруд - пострадало все. Нефтяники не очень спешат устранять последствия. Им важнее восстановить подачу сырья, а до нас нет никакого дела".
Труба-виновница, по которой осуществлялась перекачка, принадлежит самарской компании "Приволжскнефтепровод" - филиалу "Транснефти". По неизвестным пока причинам под землей на глубине чуть больше одного метра произошел разрыв. Пробоина оказалась серьезной - 4 метра в длину и 15-20 см в ширину. Одна из версий произошедшего - несоблюдение рабочего давления.
За считанные минуты маслянистые потоки хлынули на промерзшую почву, превратив все вокруг в большое жирное черное озеро. На месте происшествия работали аварийные бригады, экологи, сотрудники Рос.технадзора, природоохранной прокуратуры и спасатели области. Течь удалось остановить лишь 2 января после замены 14-метрового участка трубы. А сутки спустя возобновилась и подача нефти. Однако на сегодняшний момент устранить последствия экологической катастрофы не удалось.
Самарцы устроили поджог?
Сначала проведение противоаварийных работ затрудняли мокрый снег и подтаявшая из-за плюсовой температуры почва. Но настоящим бичом для местных жителей стало возгорание нефтяных пятен. Фермеры утверждают, что сотрудники самарской фирмы сами совершили поджог. Частично согласны с этим и сотрудники Ростехнадзора области. Госинспектор Валерий Старцев, непосредственно выезжавший на место катастрофы, сообщил корреспонденту еженедельника, что хотя нефтяники сваливают всю вину за возгорание на поселковых жителей, из внутренних документов компании следует, что поджог - это одна из распространенных и малозатратных мер по устранению аварии. Но сами самарцы свою причастность к тому, что в атмосферу попали кубометры вредных веществ, отрицают.
Из-за пожара растаял лед на пруду и огромное количество "черного золота" просочилось в толщу воды. Несколько лет назад туда выпустили популяцию карпов, летом рыбачили и на карасей, и на другую живность. Здесь же купалась местная детвора, на водопой пригоняли скотину. Теперь неизвестно - можно ли будет хотя бы приближаться к водоему. "Мы постоянно проводим отбор проб воды и грунта, - уточняет замначальника отдела Государственного экологического контроля Ростехнадзора Валерий Шутенко. - Но, к сожалению, нефти пока очень много".
Черный водоем занесен в список и ждет своей очереди на очистку. Скорее всего, пруд получит название "мертвый", потому что в ближайшие годы там вряд ли появится рыба. Не одно десятилетие может уйти и на полное восстановление почвы на пострадавшей территории. Сейчас на полигон вывезено около 1,5 тысячи кубометров грунта. По словам экспертов, его будут готовить к биорекультивации - дорогой и сложной процедуре восстановления. Оплачивать ее взялись самарские нефтяники, но вот распространится ли их "щедрость" на все 25 гектаров, из которых больше 10 - сельскохозяйственные угодья?