Любой город был бы пуст без динамичных образов, застывших в камне или металле. Количество памятников и отношение к ним со стороны горожан - своеобразное отражение их воспитания. О том, для чего и какие скульптуры нужны жителям губернии, корреспондент "АиФ - Саратов" побеседовала с создателем огромного быка - символа Энгельса-Покровска - скульптором Александром Садовским.
- Александр Александрович, над чем вы сейчас работаете?
- Разработан проект второй очереди сквера Верным сынам Отечества. Он расположен напротив площади Фридриха Энгельса. Больше десяти лет подряд там лежит мемориальный камень, на месте которого должны были соорудить памятник. Наконец, механизм запущен. В центральной части сквера уже в этом году, может быть, даже ко Дню народного единства установим трехфигурную композицию с имитацией под бронзу. Солдаты разных родов войск стоят спиной друг к другу на огромной высоте, объятой пламенем. По их мужественным, решительным лицам понятно: будут стоять до победного конца. Высота скульптуры - 5 метров. А напротив - мать с беременной невестой и маленьким внуком и арка в виде часовни с колоколом.
Кто оторвал рога символу города?
- А варваров не боитесь? Например, у стелы ко Дню Победы на набережной памятные буквы до сих пор продолжают отрывать.
- Это хулиганство, недалекость и пробелы в воспитании. Если всего бояться, то ничего и не удастся сделать. Ситуация с памятником, символом города, быком - классический пример. Все вмятости, которые мне пришлось исправлять, были нанесены в первые четыре-пять месяцев после установления. Всем хотелось пощупать, узнать, из чего он сделан. Сфотографироваться на рогах. Бедному животному изрядно намяли бока. Но ажиотаж проходит довольно быстро. Зато потом люди стали гордиться этим памятником. А какая была сумасшедшая реакция горожан, когда однажды поутру они увидели, что рогов у быка не оказалось. Мне не удалось их исправить на месте, и я увез их в мастерскую. Люди атаковали журналистов и местные власти и все возмущались - у кого хватило наглости так бесцеремонно оторвать символу города рога, тем более накануне дня рождения Покровска-Энгельса? Два дня мне не давали спокойно работать - люди волновались. Когда я их поставил - успокоились.
- Кстати о быке, а почему в вашей скульптуре у него язык высунут?
- Он и на гербе с таким языком. Устал, бродяга. Четыре месяца караван шел. Да и привычка у них такая - постоянно облизываться, особенно когда жарко. Сейчас уже трудно представить город без него - он буквально врос в Покровск. И памятник Льву Кассилю в одноименном сквере, созданный Кларой Матвеевой, теперь тоже - как влитой. Когда мы откроем мемориальный комплекс - это станет еще одним культурным событием.
- Насколько мне известно, свои первые работы вы сделали для Саратова?
- Это так. Моя семья приехала в Энгельс из Алма-Аты. Это грустная история, ставшая классическим шаблоном последних лет. Мы уезжали несколькими семьями из Казахстана. За бесценок продали все, что можно. Хотя я был не последним человеком в стране. Генеральный менеджер Союза дизайнеров Казахстана - это очень серьезная должность. Купив квартиру, более менее обустроившись на новом месте, стал искать работу. Были периоды, когда даже денег на хлеб не было у кого занять. Тогда-то я и нашел первый заработок: в парке Победы на Соколовой горе сделал питьевые фонтаны. Несколько гранитных касок на пяти снарядах и фонтан на гвардейских лентах. Герб Саратова, висящий в областной думе - тоже моя работа. Хотел поучаствовать в создании памятника Петру Столыпину, но не удалось. Это очень интересный проект, но весьма затратный. Он ведь из бронзы. Один килограмм стоит 28-30 долларов. На композицию ушли порядка нескольких тонн. Я предложил заменить ее на полимерные материалы, не уступающие по качеству, прочности и красоте, но значительно более дешевые. Но поддержки у губернатора не нашел.
Композитор должен быть увековечен
- После мемориального комплекса чем намерены заняться?
- Приступить к новому, не менее интересному проекту. Пока город богатеет и хорошеет на глазах, нужно пользоваться моментом и создавать для него как можно больше прекрасного. У первой школы искусств разбит сквер имени Шнитке, выдающегося уроженца города Энгельса. Я предложил установить скульптурную композицию в его честь, потому что человека, которого знает весь мир, должны помнить и уважать и на его малой родине. Это тоже будет целый ансамбль. Думаю, что за год - два, а может быть, и раньше, эта идея полностью реализуется.
- Что это за композиция? Вы можете уже сейчас поделиться с нашими читателями своими идеями?
- Альфред Шнитке будет стоять около открытого рояля длиной 4 метра, положив на него руку с нотами - он только что закончил свой очередной шедевр. Следующий шаг - он уходит, как бы говоря: я оставил вам свое наследие. И из рояля течет вода, переходя в каскад фонтанов. Вся композиция завершается метровым гранитным шаром, вращающимся под давлением воды. Это как бы символизирует мировую его славу. А с другой стороны к нему на расстоянии на постаменте высотой 2 метра, вслушиваясь в музыку, сидит муза, отложив лиру в сторонку, немного ошарашенная тем, насколько она его вдохновила. Ведь музыка Шнитке - это целый мир. Она божественна. И сейчас есть такая техническая возможность, чтобы поверхность всей воды фонтана являлась мембраной. И складывалось ощущение, что звуки музыки исходят от воды. А на дне - его ноты. Весь каскад фонтанов протяженностью порядка 30 метров будет выглядеть очень эффектно. В ночное время это будет похоже на сказку, на волшебство.
Юмор в скульптуре тоже важен
- Все ваши работы реалистичны. Вы не увлекаетесь фантасмагорией, абстракт.ными сюжетами. У вас классическое видение жизни, или все-таки авангард присутствует?
- Мои педагоги учили меня, что любое произведение считается законченным, если к нему не нужно пояснений. Потому что сейчас масса людей, считающих себя талантливыми, выставляют на суд публики непонятные произведения. И когда люди, зрители - те, для кого это, собственно, все и делалось, не понимают - а что это? для чего? что этим хотел сказать художник? - это пустая работа. И меня удивляет, когда автор, видя такую реакцию, начинает обвинять всех в безграмотности, отсутствии вкуса и воспитания. При этом он говорит, что на это нужно посмотреть другими глазами - так как лично он это видит. Но это просто эгоизм. Работы "для себя" могут стоять дома на полке или висеть на стенах. Для людей нужно стараться создать шедевр. Так, чтобы они радовались или грустили, но не оставались равнодушными и запомнили бы и обсуждали.
- А юмористический памятник не хотелось бы создать?
- Конечно, хочется. Вот, например, с Кларой Матвеевой мы хотим сквер имени Пушкина облагородить, провести его реконструкцию. Она уже из Нью-Йорка прислала несколько вариантов. Люди в очереди будут стоять, чтобы посмотреть на эти проекты. Сказки - это огромное поле для деятельности. Если удастся, то мы здесь такое сможем соорудить!