"Душегубкой" и "концлагерем" называют свое живописное село жители Елшанки Новобурасского района. Два года воздух отравляет расположенный на окраине деревни завод по производству древесного угля.
Предприятием руководит один из депутатов собрания местного муниципалитета. Первое время люди терпели, дыша ядовитыми выбросами. Когда у большинства обитателей села появилась аллергия, начался изнуряющий кашель, участились головные боли, они стали писать во все инстанции. Чиновники либо отделывались отписками, либо вообще хранили молчание. Отчаявшись, сельчане обратились за помощью в "АиФ - Саратов".
Завод из свинарника
В радиусе 50 метров вокруг завода - мертвая зона. Еще на дальних подступах к нему начинает першить в горле от гари, в нос ударяет едкий запах сожженной древесины. Под ногами хрустит угольная крошка, покрывшая толстым слоем почву. Рядом видны жертвы предприятия - черные деревья, многие из них засохли. Несколько чахлых кустов - все, что осталось от большого фруктового сада. Повсюду разбросано "сырье" - огромные бревна и шлак - "отходы производства". Причем вблизи от этих гигантских куч течет река. Никаких складов готовой продукции и ограждений вокруг небезопасного завода по изготовлению угля нет. Хотя "заводом" назвать полуразрушенный свинарник трудно. Его владелец явно поскупился при строительстве нового помещения. Разломав ветхую крышу фермы, он установил внутри здания несколько огромных металлических цистерн с приваренными к ним трубами.
- Наши мучения длятся уже нескольких лет, - рассказывает Диана Ткаченко, местная жительница. - Мы изнываем от чада, особенно те, кто живет на улице Советской, а это около 30 дворов. Из-за того, что Елшанка находится в ложбине, черный дым и копоть постоянно висят над деревней. Белье сушим только в доме и стараемся не открывать окна. Зимой выпадает черный снег. Особенно трудно дышать, когда завод только начинает сжигать очередную партию леса, и во влажную погоду. Но смог и загрязненный воздух - это полбеды. У многих начало ухудшаться самочувствие, от едкого смога люди стали задыхаться. Врачи из районной поликлиники причину заболеваний в больничных картах не указывают и советуют обращаться в прокуратуру. Прошлой осенью у меня воспалились глаза. Ездила на обследование в Саратов, вердикт врачей - аллергия. У моей дочери обнаружили точно такой же недуг, но сказать, почему он возник, не сумели. А когда начались дожди и "адская машина" перестала работать, необъяснимая чесотка и слезотечение с насморком чудесным образом прошли.
"Не есть картошку, надеть повязки"
По словам социального работника, Натальи Тугушевой, закончившей в свое время медицинский институт, аллергические дерматиты приняли характер эпидемии. Зуд, покраснение и сыпь на коже возникают не как обычно весной, когда в атмосфере появляется много пыльцы растений, а летом. Избавляться от перечисленных неприятных симптомов с помощью таблеток вынуждены не только взрослые и дети, но и старики, практически не выходящие на улицу.
Несмотря на многочисленные обращения елшанцев во все инстанции, пробы воздуха и почвы здесь никто никогда на исследования не брал. Сотрудники управления Роспотребнадзора и работники межрайонной природоохранной прокуратуры тоже обходят "нехорошую" деревню стороной. Не вступились за сельчан и саратовские "зеленые", митинговавшие в поддержку закрытия завода в Горном. Однажды задыхающееся село навестил лишь один чиновник. После небольшой экскурсии по Елшанке он схватился за голову, посоветовал не есть выращенную на здешних огородах картошку, надеть марлевые повязки и отправился восвояси. Две недели назад в зону "экологической катастрофы" прибыла делегация из районной администрации. Ее представители обещали завод закрыть и довести дело до суда. После их отъезда стали спешно вывозить на грузовиках уголь. Из труб на несколько дней перестал валить дым. Теперь бревна кидают в топку только по ночам - свидетелей меньше и народ перестал возмущаться.
Тем временем Елшанку стали покидать люди. Одна из семей, проживавших рядом с опасным предприятием, бросила дом и перебралась в Новые Бурасы. У других нет средств на переселение. Мест.ное сельхозпредприятие вы.плачивает своим работникам 200-300 рублей в месяц. Многие мужчины вынуждены трудиться на угольном заводе, чтобы прокормить своих детей, поэтому выступать в открытую против своего работодателя они боятся. Правда, больше года назад кто-то в отместку поджег старый свинарник. Виновных так и не нашли, а несколько человек за нерасторопность были уволены.
P. S. Как сообщили корреспонденту "АиФ - Саратов" в областном комитете по охране окружающей среды и природопользованию, завод, переделанный из свинарника, в нынешнем году проверяли трижды. Экологи планируют посетить его еще раз в сентябре. У хозяина завода не оказалось проектной документации. На вопрос, почему ревизоры раньше не посетили отравляющее всю округу предприятие, нам ответили - не хватает инспекторов. Несмотря на предписания комитета и представления прокуратуры Новобурасского района, завод практически не прекращал свою работу. Угольный бизнес приносит депутату неплохой доход, и закрывать его он не собирается. Тем более чиновники утверждают - угрозы для жизни и здоровья населения Елшанки не существует.