С незапамятных времен наука считалась прерогативой мужчин. Величайшие открытия, достижения, изобретения были уделом представителей сильного пола. Почему в ряду ученых так мало женских имен и сколько силиконовых долин нужно стране для оздоровления экономической среды? Так ли важен возраст для ученой степени и зачем нам двухуровневая система образования?
На эти и другие вопросы в канун Дня науки, который отмечается 8 февраля, нам ответила доктор технических наук Александра Лясникова.
В пику женской логике
- Александра, при сегодняшнем обилии возможностей для самореализации вы избрали путь ученого. Насколько это перспективно?
- Биотехническое направление я выбрала потому, что всегда интересовалась биологией. Было время, когда хотела стать врачом, но поступив в медуниверситет поняла, что это - не мое. Сейчас занимаюсь разработкой и созданием биосовместимых материалов и покрытий, ведь в современном мире человек подвержен многим опасностям: техногенные катастрофы, автомобильные аварии, производственные травмы, онкологические заболевания приводят к утрате различных органов и тканей, восстановление которых не возможно без их искусственных заменителей. Наши усилия также адресованы людям, желающим иметь красивые зубы, мы создаем стоматологические имплантаты для взрослых и детей. Они пользуются большой популярностью.
- С тех пор, как стали дипломированным специалистом, прошло не больше 10 лет, а на вашем счету уже множество патентов и грантов. Как вам удается облачить пресловутую женскую логику в «мундир» технической науки?
- Наукой занимаюсь со студенческой скамьи. Но дело здесь не столько в возрасте, сколько в желании и возможностях заниматься любимым делом. Женщин с техническим складом ума, действительно, мало да и ученые степени они получают в этом направлении не раньше 50-ти лет. А все потому, что обладательницам прекрасного пола сложно конкурировать с мужчинами, они ведь в большинстве своем - гуманитарии. У меня же склад ума мужской, и мне трудно представить, что мыслительный процесс может происходить как-то иначе. Но вместе с тем не верю, что женская логика может препятствовать развитию технической науки. Если запал в человеке есть, не важно, кто он: мужчина или женщина, разрушить устоявшийся стереотип будет не сложно.
У светлых голов - светлые перспективы
- Имидж ученого до недавнего времени был непривлекательным. Маленькая зарплата и отсутствие социальных гарантий служили науке не лучшую службу. Насколько изменилась ситуация?
- Не могу сказать, что она изменилась кардинально, но ругать огульно тоже ни к чему. У светлых голов появились неплохие перспективы. Хотя чаще всего здесь дело приходится иметь с градацией. Есть ученые-менеджеры, которые могут решать и управлять коллективами, а есть ученые типа Перельмана, которым ничего, кроме хорошего «продюсера» не надо… Таким, конечно, тяжело, но они над этим не задумываются. Настоящий ученый - фундаменталист, он жизнь посвящает изучению морщинистости гороха или цвета глаз у мушки-дрозофилы.
Говоря о науке в целом, следует заметить хорошую динамику. Если раньше в ходу была плановая экономика, то сейчас мы более свободны в условиях и сроках заключаемых договоров; общаемся с иностранными коллегами, имеем возможность выезжать за рубеж, зарабатывать. Но это стоит огромных усилий. Такой халявы, как раньше, нет. Был период, когда предпринимались попытки поддержать экономику, но не было сформированного экспертного корпуса Фондовые средства «утекали» в никуда. Сейчас появились жесткие требования, и если ученый их выполняет, то получает господдержку.
- Если говорить об отечественных достижениях... Почему на рынке так много импортного оборудования и лекарств? Получается, что уровень наших разработок заметно уступает зарубежным аналогам?
- Все упирается в бюрократические проволочки, если хотите, в коррупцию. Мы бы не ждали регистрационного удостоверения долгие месяцы, а то и годы, если бы заплатили энную сумму фирме-посреднику. Мало того, что производство лекарств и аппаратов требует дорогостоящего оборудования, исходных материалов, так еще приходится думать о средствах для приобретения разрешительной документации. Поэтому мы вынуждены больше продавать, чем внедрять самостоятельно. Заниматься производством очень сложно.
Одного Сколково достаточно
- Сколько, на ваш взгляд, нужно силиконовых долин, чтобы оздоровить экономику страны?
- Одной вполне достаточно. Я не уверена, что ученых нужно собирать в специальные резервации. Считаю, что наука неотделима от образования и при небольшом сокращении университетов, особенно тех, которые нацелены исключительно на коммерцию, а также хорошем финансировании научных школ будем иметь достойный результат. И совсем не обязательно создавать новые Сколково. Известно, что многие открытия делались на коленке буквально в гараже, никаких силиконовых долин не требовалось.
- Многие преподаватели сегодня сетуют на то, что студенты разучились логически мыслить. Как это сказывается на количестве желающих посвятить себя науке?
- Техническое направление - это удел мужчин, и здесь приходится шевелить мозгами, чтобы не стать новобранцем армии. Специалисты саратовских вузов довольно востребованы, поэтому все, кто имеет малейшее желание работать в избранном направлении, без труда себя находят. А вот что касается производства, здесь действительно проблема. Профильные заводы сегодня очень сузили свой контент.
- Зачем России с ее богатейшими традициями новомодные бакалавриат и магистратура?
- Они создаются для того, чтобы мы соответствовали европейской системе образования. С другой стороны, если мы ориентируемся на ту же Америку, она почему -то ни под кого не подстраивается. Что касается лично меня, я бы не хотела в свое время сдавать литературу по тестам. Считаю, что для России было бы лучше не только сохранить, но и укрепить отечественные традиции. Что бы нам ни говорили, а образование у нас было великолепное.
Справка: Александра Лясникова родилась в 1979 году в Саратове. В 2002 году досрочно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в 2009-м - диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Профессор. Имеет более 300 публикаций, 10 патентов, 12 грантов, удостоена премии Правительства Саратовской области имени П.А. Столыпина и Всероссийской Премии «Надежда России» в области науки и техники
Смотрите также:
- Наука без границ. Дмитрий Горин о необходимости обмена опытом →
- Профессор Дмитрий Трубецков: «Любители ЕГЭ попали в ловушку» →
- Валерий Прозоров: «Я наше время называю спутанным» →