aif.ru counter
445

Уважать солдата. Как саратовец дослужился от рядового до генерала

Фото: Ирина Якунина / АиФ

Корреспондент «АиФ - Саратов» накануне 23 февраля встретился с генерал-майором Геннадием Демендеевым, который рассказал о дне вчерашнем и сегодняшнем армии.

Ещё десяток лет

Олег Винс, «АиФ-Саратов»: Геннадий Степанович, в одном из интервью генерал Шаманов говорил, что солдата надо любить. Каково ваше мнение по этому вопросу?

Геннадий Демендеев: Для меня все, кто защищает Родину, независимо от воинского звания - солдаты Родины. Поэтому нужно говорить о любви к армии и уважении каждого отдельного человека, от рядового до маршала.

- Тогда скажите, когда нашего солдата будут уважать?

- Многое зависит от его материального обеспечения. Он должен получать достойное вознаграждение за свой ратный труд. И, естественно, это касается и пенсионного обеспечения. Его зарплата никак не может быть на уровне водителя троллейбуса в Москве. Какое уважение было в советские времена к военным! Потом в 90-е годы все разрушилось. Сейчас приходим к тому, что армия снова на одном из первых мест.

- Справедливо ли утверждение «Не кормишь свою армию, будешь кормить чужую»?

- Да. Нынешней армии, конечно, далеко до той, которая была в 80-е годы. Тенденция укрепления есть, поступает новая техника, личный состав проходит обучение и практику. Чтобы завершилось перевооружение, нужен еще десяток лет, с учетом огромных пространств России, требующих защиты и постоянного внимания. Сегодня востребована мобильная армия, способная перемещаться в любую точку страны и зарубежья. Это значит, необходимо развитие авиации. Посмотрите на наш опыт, в Афганистане основной транспорт - вертолеты. Тут есть пробелы: летчиков этих машин готовится мало, вертолетных подразделений тоже недостаточно.

От рядового до генерала

- Как сложен путь от рядового до генерала в армии? Сейчас в военные училища огромный конкурс, все юноши амбициозны, мечтают о маршальском жезле.

- Как это ни странно звучит, но для меня этот путь оказался не очень тернистым. Сложилось так: после училища попал служить в Луганск, в центр боевого применения вертолетов. Переучивал летный состав на новую технику, поступающую в войска. Потом - академия. Затем по карьерной лестнице прошел очень быстро. В 32 года стал командиром авиационного полка. Очень рано, в 39 лет, оказался на генеральской должности начальника училища.

- В советские времена таких молодых командиров полка было немного.

- Да, но тем не менее мой пример существует. Немного моих коллег так рано становились руководителями. В полку, куда я пришел служить после академии, с высшим образованием было трое офицеров, замов, и все пошли на повышение.

- В какой период нравилось служить больше всего?

- Сложно сравнивать, наверное потому, что всю жизнь занимался любимым делом.

- Почему нет женщин - пилотов вертолета?

- Не было ни одной (Улыбается). Хотя на других должностях служили. Есть женщины - мастера спорта по вертолетному спорту, с парашютом прыгают вполне удачно. Но пилотов в армии не встречал. Думаю, решение этой проблемы впереди.

Учили воевать

- Чему учили пилотов вертолетов?

- Учили воевать! Первое правило - не бросать своих, помогать. Если сбили, боевые товарищи должны эвакуировать любой ценой. Когда начались боевые действия в Афганистане, один выпуск Саратовского вертолетного училища, 60 человек, был в зоне боевых действий. 22 выпускника получили звание Героя СССР и Героя России.

- Расскажите о подвиге выпускников-летчиков.

- Рядовой летчик Сергей Прохоров имеет 800 боевых вылетов, 640 часов налетал в Афганистане, шесть раз был сбит и остался живой. Или другой пример: дважды Герой (СССР и России) Николай Майданов, погиб в Чечне. Выпускник Владимир Алимов, летчик, получил звание Героя России во время контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. Боевиками был сбит Су-24, к месту крушения направили группу эвакуации. Она попала в засаду. Тогда отправили вертолет, его подбили. И уже Алимов полетел следующим, забрал экипаж, десантника и летчика самолета. Вот это взаимовыручка!

- Приходилось ли вам прибегать к жесткой посадке?

- Да. В Луганске летал на Ми-6, мне было 22 года. Машина огромная, берет груз до шести тонн. Эти новые вертолеты приходили в часть, мы переучивали под них пилотов, которые потом на них же улетали в свои воинские части. В один момент упало давление в одной турбине, ее заклинило. Сначала одну, почувствовалась вибрация по всему корпусу. Один двигатель отказал. Начали приземляться. Внизу оказалось болото. Хватило мощности одного оставшегося двигателя для жесткой посадки на небольшой пятачок сухой земли. Вокруг деревья, впереди арык реки Северский Донец.

- О чем вы мечтаете?

- Вместе с саратовским Советом ветеранов хотим установить памятник в поселке Сокол (Саратовский район) в честь летчиков, Героев СССР и Героев России. И уже есть его проект: на фоне вертолета будут установлены пять стел с их именами. И еще - памятник летчикам, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Его хотелось бы вынести за территорию летного городка, чтобы все могли приходить к нему, когда захочется.

Досье

Геннадий Демендеев: Летчик, генерал-майор. Родился 12 апреля 1938 года.

В 1957 году закончил Самарский аэроклуб, поступил в военно-авиационное училище летчиков в Пугачеве. В 1959 году окончил училище, направлен в звании лейтенанта для прохождения службы в Луганск. В 1970 году стал командовать полком. В 1977 году назначен на должность начальника Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков в г. Саратове. В 1987 году уволен из армии по состоянию здоровья. Награжден орденом Красной Звезды.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах