Примерное время чтения: 7 минут
540

О чем мечтает космонавт?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. "Аргументы и факты - Саратов" 18/04/2012
Фото: Татьяна Волченко

Как бы далеко от дома ни уводила нас судьба, сердце будет оставаться там, где прошло наше детство. Воспоминания о нем будут греть в непогоду и невзгоды - где бы ни был человек. «В другом ли городе, или на орбите - я всегда возвращался мыслями к родному Энгельсу и своей маме», - говорит в беседе летчик-космонавт Юрий Шаргин. Какие чувства он питает к малой Родине и что ценит больше всего в жизни? Накануне Дня космонавтики Герой России рассказал о том, каким сложным выглядит путь к необъятному космосу, и почему так сжимается сердце при виде «беззащитной и хрупкой Земли».

Полвека с хвостиком

- Юрий Георгиевич, что для вас значит день 12 апреля?

- Прежде всего, международный праздник. Задумайтесь: советский человек впервые вышел в космос на советском корабле! Это ли не гордость для всей страны?! А уж для Энгельса с Саратовом - тем более. Здесь Юрий Алексеевич осваивал азы «летной» профессии, здесь же завершил эпохальный полет, перевернувший мир. Не нужны законодательные акты и большие деньги для того, чтобы признать мемориал местом всеобщего паломничества, как это делают за рубежом. Люди едут сюда по велению сердца, так как желают быть причастными к великому событию. И стоит заметить, не только в День космонавтики - об этом я знаю не понаслышке. С малых лет бывал на месте приземления Гагарина и всякий раз, приезжая на малую Родину, стараюсь посетить его вновь. Не из мальчишеского любопытства, как это было в детстве, а в знак уважения и светлой памяти национального героя. Плюс ко всему 12 апреля - мой профессиональный праздник.

- Совсем недавно со дня первого полета человека в космос исполнился 51 год. А к вам рано пришло осознание этого события?

- Как ликовала страна весной 61-го я, конечно, не помню - мне был год с небольшим, но, по рассказам родителей, охотно «поддержал» всеобщее оживление. А значимость праздника я ощутил уже будучи школьником.

- И тогда же появилась мечта стать космонавтом?

- Увы. Я всегда хотел быть летчиком, но тому, что посчастливилось увидеть нашу планету из космоса, я безумно рад. И считаю, что человек должен радоваться абсолютно всему, что с ним происходит в жизни. И то, что обходит стороной, он должен воспринимать с не меньшей радостью. Ведь это знак: то, что случилось - не твое.

- А если бы еще раз выпал шанс полететь в космос, вы бы его использовали? Чем запомнился первый полет?

- Думаю, да. Это непередаваемые ощущения. Во-первых, потому что испытал состояние невесомости - оно создается на летающей лаборатории ИЛ-76МКД во время тренировок экипажа, но не настолько сильное, как вне земной твердыни. А во-вторых, я был «сражен» видом Земли с орбиты. Она выглядит настолько хрупкой и беззащитной, что сердце сжимается в груди. И еще бездонная черная пропасть - такого глубокого насыщенного цвета я, кроме как в космосе, нигде больше не видел.

«Тянь-Шань! Альтаир!»

- Юрий Георгиевич, вы стали Героем России. Для ваших земляков это особенная гордость. Что испытали в тот момент, когда один из отрядов юных спасателей, названных в вашу честь, приветствовал вас позывными основных экспедиций МКС?

- Безусловно, ответственность и, признаться, - немалое удивление. Хотя на сегодняшний день «звездная» профессия не такая уж и редкая. Я был 99-м россиянином, побывавшим на орбите. И список этот изо дня в день растет. Но при этом огорчает факт: молодежи, которая мечтает «сделать звезды ближе», стало меньше. Почему? Видимо, у каждого на это свой ответ. Если в годы моей молодости все парни рвались в небо, то теперь все обстоит иначе. Чтобы стать космонавтом, одного желания мало, нужно иметь отменное здоровье и неистощимое терпение. Далеко не каждому члену «звездного» отряда выпадает шанс увидеть Землю с орбиты. Проходят годы интенсивных тренировок: на прочность и выносливость закаляют и тело, и психику по 10-14 лет. Не у всех хватает нервов. Но поверьте, что дело не только в этом. Профессия космонавта - это огромный риск. Чтобы пройти весь путь до конца, надо многим пожертвовать! Держать в рамках себя каждый месяц и час. И конечно, беречь каждый миг!

- Вам пришлось заниматься стыковкой пилотируемого корабля с МКС в ручном режиме. Насколько это оказалось сложным?

- На земле такой вариант стыковки отрабатывается до автоматизма. И все же в условиях космоса для меня это стало неожиданностью. Видимо, сказалась реакция организма. Кроме прочего, я осуществлял контроль за состоянием бортовых систем и отвечал за выполнение отдельных операций. Самым интересным из всех оказался технический эксперимент на определение токсичности воды, применяемой на МКС.

- А что можете сказать о бытовых условиях на космической станции?

- Они весьма приемлемые. Человек, как говорят, привыкает ко всему. А если учесть, что экипаж находился в космосе несколько суток, иного выхода у нас просто не было. Со временем мы настолько адаптировались, что стали ощущать определенный уют. Он особенно остро чувствовался, когда мы выглядывали в иллюминатор и мысленно погружались в холод космической бездны.

По-прежнему первые?

- Сохраняет ли, на ваш взгляд, Россия лидирующие позиции в космосе?

- Исходя из того, что пилотируемые запуски на МКС осуществляются в основном за счет наших кораблей, думаю, да.

- Юрий Георгиевич, расскажите, о чем мечтает космонавт.

- Всегда мечтал об одном: честно жить и делать людям как можно больше добра.

Досье: Юрий Шаргин родился в Энгельсе в 1960 году. Окончил Военно-инженерную академию имени А. Ф. Можайского и факультет руководящего инженерного состава Военно-инженерной академии. Герой России, первый космонавт Космических войск РФ, которые были созданы как род войск в 1997 году после слияния Ракетных войск стратегического назначения и Военно-космических сил. Звезду Героя России получил в 2005 году за космический полёт на Международной космической станции продолжительностью 9 суток 21 час 28 минут 41 секунда.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах