Примерное время чтения: 5 минут
542

Озорные голоса. Как возрождается история Саратовской области?

АиФ-Саратов №39. "АиФ-Саратов" 28/09/2016
Екатерина Саенко / АиФ

24 сентября в Красноармейске прошел II областной конкурс «Играй, гармонь саратовская!».

На музыкальное состязание приехали 10 коллективов, а также исполнители из семи районов губернии - всего 86 человек. В программе прозвучали обработки народной музыки, произведения малых народных форм, переложения симфонической, эстрадной, джазовой музыки, композиции для солистов вокалистов и инструменталистов в сопровождении ансамбля саратовских гармоник.

Не последний мастер

Напомним читателям, впервые конкурс проводился в 2014 году по инициативе губернатора Валерия Радаева в честь 50-летия ансамбля «Озорные колокольчики» Красноармейского районного Дворца культуры. А в прошлом году на красноармейской земле прошли съемки популярной телепрограммы «Играй, гармонь!», в которой приняли участие представители коллектива.

Между тем возрождение едва не утраченного саратовского бренда, саратовской гармошки, идет в регионе несколько лет. В первую очередь была восстановлена технология изготовления этого уникального музыкального инструмента.

«В октябре 2012 года сделали первую опытную модель саратовской гармоники. В качестве эталона взяты образцы 50-60-х годов. Выполнили все рекомендации последнего мастера, умеющего ее изготавливать, 82-летнего Петра Текучева. Показали специалистам, учли все замечания и начали производство. Инструмент стал очень востребован. Создаются детские ансамбли, профессиональные коллективы, которым он нужен», - рассказал  мастер Сергей Липатов.

Сердце саратовской гармошки - это ее голосовая планка, пластина с металлическими полосками, которая начинает звучать, когда через нее проходит нагнетаемый мехами воздух. Ее изготавливают в Чехии. Саратовские гармошки могут быть трех- и пятиголосными, по числу установленных планок, десяти- и двенадцатиклавишные. Внутри и снаружи инструмента - более 150 различных материалов: кожа, картон, латунь, дерево, железо (береза или бук) и т.д.

Красноармейскому коллективу исполнителей на саратовской гармошке «Озорные колокольчики» идет 53-й год. Это его официальная история, начиная с момента признания. На деле его создал на общественных началах в 1946 году Владимир Вейс, проработавший руководителем местного Дворца культуры вплоть до 1987 года. Сейчас ансамблем руководит его сын Александр Вейс. Получается, династия Вейсов - тоже своего рода бренд для Красноармейска, как и саратовская гармошка для всего нашего региона. В фойе Дома культуры установлена ростовая фигура Александра, сделанная местным умельцем из гипса.

Колокольчики уникальны

Почему к гармошке приделаны колокольчики, придающие ей уникальность? Кому первому пришла в голову такая идея? 

«Есть такая легенда: саратовские гармонисты играли, а рядом стояли помощники, которые ударяли в металлический треугольник, издающий звон. Затем кто-то из мастеров решил приделать по два колокольца с каждой стороны к самому инструменту, совместив бойки с клавишами басов. Хотя доподлинно неизвестно, кто был первым мастером и где он жил», - пояснил Александр Вейс.

У каждого исполнителя оказался свой, неповторимый путь к саратовской гармонике.

«В детстве в 1983 году учился играть на саратовской гармошке во Дворце пионеров в Саратове. С тех пор с ней не расстаюсь. Это уникальный инструмент: на одной клавише на жим и розжим мехов звучат две разные ноты. Хотя кажется, играть на ней легко. Это потому, что звук чистый, стройный, запоминающийся. Инструментов много, а саратовская гармошка - единственная в мире. На фестивале исполняю попурри из русских народных песен. Их подбирал и обрабатывал сам. Хорошо, что губернатор Валерий Радаев поддержал проведение конкурса «Играй, гармонь саратовская!». Это нас объединяет и сохраняет народные традиции, - пояснил  исполнитель из клуба любителей саратовской гармоники СГТУ имени Гагарина Сергей Алланов, одетый в сценический костюм медведя.

«Я не кусаюсь, выступаю без намордника. Все выходят на сцену в народных костюмах, а я решил попробовать костюм медведя, который шил на заказ», - пошутил Сергей.

«Занимаюсь в коллективе «Озорные колокольчики», меня привели в него родители. Хочу быть гармонистом, исполняю русские народные песни «Как под горой», «Выйду на речку», - поделился Виталий Никитин.

В детских руках

Фестиваль - праздник народного искусства. Оно по-настоящему востребовано. Посмотрите, полный зал зрителей. Живое народное искусство лечит душу и будоражит чувства. Особенно хорошо, когда инструмент начинает звучать в детских руках. Более трети участников коллективов и исполнителей - дети. Значит, есть перспектива, инструмент не умрет, традиция будет продолжаться.

«У нас в России много музыкальных инструментов. Но саратовская гармоника дает яркое, веселое, мажорное звучание. В этом у нее нет конкурентов. В последние годы на саратовской гармошке начали играть в Татарстане, Коми, Калмыкии, есть коллектив в Волгоградской области. Недавно впервые в России, в Ростове, проходил Международный конкурс «Кубок мира по игре на баяне и аккордеоне». И туда приглашали ансамбль саратовских гармоник «Серебряные колокольчики». Это наша традиция. Из саратовских музыкантов хорошо играл на этом инструменте Иван Яковлевич Паницкий, заслуженный артист России, выдающийся исполнитель и интерпретатор народных мелодий, обработок для баяна», - считает профессор консерватории, председатель жюри Владимир Грачев.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах