О том, как это выглядит на практике, страдает ли качество и как будут проходить экзамены, - в материале «АиФ».
Уроки перед камерой
Учитель математики общеобразовательной школы Марина Колосова вспоминает, что 17 марта работала только первая смена. Занятия отменили приказом - была высокая заболеваемость ОРВИ.
«Это не имело отношения к коронавирусу, - высказывается педагог. - В области еще не было подтверждено ни одного случая».
С 23 по 29 марта были каникулы, с 30 марта по 5 апреля их продлили, а с 6 апреля началось дистанционное обучение.
«Веду уроки онлайн, перед камерой, - рассказывает Марина Александровна. - Лично подключаю к трансляции каждого ребенка. Так что посторонних на уроках нет. По нормам СанПиН онлайн-урок длится 30 минут, но я веду около сорока. 41 минуту не позволит программа. Смотрю, чтобы у детей были выключены микрофоны и камеры. Если у них появляется вопрос, пишут мне в чат. У меня есть карточки, на которых пишу жирным шрифтом. Другие учителя для наглядности используют презентации, электронные карточки. Онлайн-уроки веду, когда тема новая, сложная. Где-то 60% уроков - дистанционно, 40% отдаю на самостоятельное обучение. Не могу сказать, пишут дети за мной или нет. Может, подключились и занимаются чем ни попадя. Некоторые родители отвезли детей в деревни, где нет интернета. Нередко в семьях воспитывается по несколько школьников, а компьютер один. Сложности, безусловно, есть».
Учитель признается, что урок по одной теме ведет на параллель, то есть на два-три класса. При этом объем работы всё равно увеличился: в день на проверку прилетает по 100-150 работ, оценки за которые еще предстоит выставить в дневник.ру. Марина Колосова считает, что наибольшие потери при таком обучении терпят «середнячки»: при ответе у доски, непосредственном контакте они бы лучше усвоили материал.
Саратовские педагоги резюмируют, что учебный год следует всё-таки довести до конца:
«Пусть нет той эффективности, отдачи, но дети хотя бы с темами ознакамливаются. А если сделать летние каникулы больше трех месяцев, то в следующем году наверстать будет сложнее».
Знания на расстоянии
Против дистанционного обучения многие школьники, в том числе те, кому сдавать экзамены, не возражают.
«Так учиться даже удобнее, - признается девятиклассница Ирина С. - Никто не отвлекает, нет шума, проще запомнить информацию, потому что изучаешь тему в том режиме, в каком удобнее. Сам себе выстраиваешь распорядок дня».
Школьница отмечает, что в её школе учителя не ведут онлайн-уроки. Вместо них даются ссылки на видео.
«Не всегда открываю видеоурок, читаю учебник, - продолжает Ирина. - Иногда обмениваюсь домашними заданиями с подругой: она делает по одним предметам, я по другим. К сдаче экзаменов не готовлюсь. В том колледже, в какой я хочу поступить, смотрят на аттестат и умение рисовать. Так что мне дистанционное обучение нравится. А отличники да, немного «бухтят».
Перенесли на две недели
В области в государственной итоговой аттестации примут участие более 10 100 одиннадцатиклассников и 22 400 девятиклассников.
«Из-за сложившейся ситуации перенесены сроки ЕГЭ и ОГЭ на две недели, аттестация начнется 8 июня, - рассказала первый заместитель министра образования области Елена Нерозя. - В девятом классе Основной государственный экзамен пройдет по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. Девятиклассники будут переведены в 10-е классы по итогам двух предметов и оценок в аттестате. Прием в профессиональные образовательные организации, как и прежде, пройдет с учетом среднего балла аттестата».
Планируется, что одиннадцатиклассники будут сдавать ЕГЭ с 8 июня по 11 июля. Экзамены девятиклассников пройдут с 8 июня по 31 июля. В случае неудовлетворительных результатов по одному или двум обязательным предметам их можно будет пересдать в сентябре.
Что касается всероссийских проверочных работ (ВПР) для 4-8-х классов, то они перенесены на осень. В 10-11-х классах проверочные работы прошли в марте.
В министерстве образования уверяют, что результаты проверочных работ не повлияют на перевод в следующий класс.