На рабочем столе Виталия Денисова - творческий беспорядок: ножницы, лупы, различные сверла, в сторонке от них - чертежи и фотографии; перевернутый корпус стендовой модели военного судна, весь в клею и ожидании внимания к себе... «Вот что значит мастерская, - комментирует мое недоумение ее хозяин, - а теперь посмотрите на это». И проводив глазами жест его руки, я увидела готовую копию тральщика. Метр сорок в длину, настоящий красавец, с достоверной трафаретностью воспроизведенный с чертежа.
«Корабли моей юности»
- Судомоделированием увлекаюсь с юности и случилось так, что полюбил его буквально всей душой, - признается Виталий Михайлович. - Вроде бы, обычная мальчишеская страсть, но она повлияла и на выбор профессии - я ходил по Волге судовым механиком, - и на всю последующую жизнь после списания на берег по семейным обстоятельствам. Что хорошо - набрался впечатлений, а потом воплотил их в макеты. Если не считать совсем ранних работ, смоделировал два больших судна, на которые у меня ушло больше 15 лет. Сейчас работаю над третьим.
- А что самое сложное в судомоделировании?
- Добывать чертежи. Их в мастерской, где занимаемся с ребятами, уже предостаточно, есть фотографии и описания разных судов. В наши дни их достать уже не сложно, имеем целую библиотеку, но опять же - это что касается истории послевоенных лет. А до войны по Волге ходили не меньшие «легенды», макеты которых представлены в нашем музее речного флота. Здесь и сухогрузный теплоход, и рыболовный тральщик, и ледокол, и «омик» для пассажироперевозок, и пожарный катер, и санитарное судно... Многие из моделей сделаны руками ребят.
У этого увлечения возраста нет
- Виталий Михайлович, а какой возраст считаете оптимальным для начала занятий судомоделированием?
- Это дело избранных мальчишек, обладающих незаурядной долей терпения и усидчивости. А малышам этих качеств недостает - им хочется мгновенного результата. Что, посудите, невозможно. Работа требует внимания и кропотливости: сначала определяемся с кораблем, знакомимся с его историей, изучаем теоретические чертежи, а лишь затем приступаем к его моделированию. Это длительный процесс, поскольку нужно выбрать соответствующий материал: дерево или металл, подготовить корпус, надлежащие детали, начиная от рубок и труб и заканчивая штурвалом, лебедкой и якорем. Чем старше ребенок, тем интереснее с ним работать, потому что к делу он уже относится осмысленно. Бывает и так, что начиная моделировать судно, будучи школьником, он заканчивает работу над ним в студенческие годы. Проходит время, и он вновь возвращается к творчеству. Есть у нас в Саратове судомоделисты, давно перешагнувшие и 60, и 70-летние рубежи.
- А занимаетесь только настольными макетами?
- Конечно, нет. Кому что интересней. Одним - модели стендовые, другим - ходовые. Последние во много раз затратнее. Они менее привязаны к чертежам и предполагают большую долю фантазии, в то же время требуют финансовых вложений. Если главные трудности настольного судомоделирования заключаются в привязке к масштабному копированию оригиналов, в дефиците древесных пород, необходимых для работы, их обработке, то скоростные модели требуют финансовых вложений и счет идет на десятки тысяч рублей. Не каждый себе это может позволить. Но и то и другое судомоделирование - занятие очень зрелищное. Чего, например, стоит макетная флотилия, «бросившая якоря» в музее. При сопутствующем рассказе о каждом из кораблей у мальчишек загораются глаза. Им интересно знать о том, какую роль река играла в жизни Саратова в разные годы. До революции Волга дымила, коптила, гудела - значит, была перспектива. Во время войны по воде доставляли продовольствие и боеприпасы в Сталинград, раненых - в Саратов... А уж сколько восторга у зрителей вызывают гонки ходовых моделей на открытом водоеме, словами вообще не передать. Не могу утверждать, что судомоделированием может заниматься каждый второй, да так и не должно быть, но не ошибусь, если скажу, что увлечение это сродни душевной эмиграции в историю. Но разве это плохо?