Накатывают воспоминания
- Лев Исаевич, 70 лет - верится вам в эту цифру?
- Было время, когда я думал: «25 лет - как это много!». Мне казалось, это уже такие взрослые годы. После я думал: «Неужели доживу до XXI века? Это ведь мне уже будет 53!». Но представление о возрасте меняется. Теперь уже идёт шестнадцатый год нового века. Не буду кривить душой и говорить, что 70 лет - смешной возраст. Конечно, подавляющее большинство лет уже позади. За эти годы я много играл, гастролировал, выпустил не один курс учеников, среди которых есть лауреаты, дипломанты, доценты, кандидаты наук. Работать вообще начал с 15 лет. Но не потому, что семья остро нуждалась. Просто хотелось не сидеть на шее у родителей, иметь свой доход. Я аккомпанировал в различных кружках. Как сейчас помню, получив первую зарплату, поделился с мамой, что-то купил в дом, но и себе часть оставил - посчитал, что имею право.
- Чем вам запомнились студенческие годы в Саратовской консерватории?
- Хорошим настроением! Сейчас бывают минуты, часы, когда накатывают воспоминания... Студенческие годы - радостный период, хотя и тогда, конечно, были свои неприятности (связанные с учёбой, взаимоотношениями). Но это молодость, общение, общие посиделки, поездки. Наш профессор Семён Соломонович Бендицкий прививал нам любовь к гастролям. В таких поездках бывало тяжело: недосып, рваный график, требовались хорошие нервы и крепкое здоровье. К гастрольной работе пригодны далеко не все исполнители. Но мне это было не в тягость. Я объездил почти всю страну, а после - ближнее и дальнее зарубежье. Играл и в Европе, и в Америке. И будучи ректором, старался не забывать о своей главной специальности - исполнитель и педагог. Поэтому и последние годы у меня прошли очень насыщенно. А что касается молодости, то она на то и дана, чтобы потом вспоминать её со светлым чувством!
- Поделитесь одним из своих воспоминаний.
- Интересные случаи были не только в молодости. Я часто возвращаюсь мысленно в свою поездку в Испанию, где я должен был играть с оркестром. Посадили меня разыгрываться в одну из комнат. Спустя 30 минут я должен был идти переодеваться и выходить на сцену. Пришло время, а я дверь открыть не могу - она захлопнулась снаружи. Это сейчас я со смехом вспоминаю тот случай, а тогда стресс был весьма серьёзный. Сидит оркестр, стоит дирижёр, собрался двухтысячный зал, а солиста нет! Никто не знает, где я, кроме одного-двух человек, которые посадили меня за рояль. Конечно, состояние у меня было заведённое. Я и ручку оторвал, пока дёргал дверь изнутри. Но там такие двери, что так просто не откроешь. В итоге меня нашли, освободили, и я побежал переодеваться, а потом на сцену. Это случилось накануне моего предыдущего юбилея, пять лет назад, в Валенсии.
Приходится нелегко
- О чём думаете, наблюдая сегодня за своими студентами?
- Время изменилось, и не в лучшую сторону. Сейчас гастрольная жизнь потеряла былую интенсивность и привлекательность даже для исполнителей. Раньше существовали Росконцерт, Госконцерт, Союзконцерт. У них были графики, планы, списки артистов. Все ездили на гастроли. А сейчас никто не хочет брать исполнителей, нет денег оплачивать. Некоторые предлагают обмен: мы берём вашего, вы возьмите нашего... Как известно, раньше были спортивные школы бесплатные, дворовые команды. Вся страна занималась спортом. А сейчас весь спорт коммерческий, то же происходит и в искусстве.
Исполнителям приходится нелегко. Многие прекрасные музыканты продолжают уезжать за рубеж. Понятно, что некоторые покидают страну в поисках более высокого уровня жизни и хорошего вознаграждения за свою работу. Но большинство, я уверен, уезжают только потому, что не находят здесь себе применения. Немало тех, кто получает образование и не идёт работать по специальности. И это трагедия. Зачем учился? Для чего государство тратило огромные деньги? Тема эта трудная.
- Новая система образования сказалась на качестве подготовки студентов?
- Она не могла не сказаться. Как известно, апельсины на Северном полюсе не растут. Так, Никита Хрущёв хотел везде посадить кукурузу. Что из этого получилось, мы все знаем. То же самое происходит и в образовании: этот безоглядный переход на болонскую систему (бакалавриат, магистратуру)... А ведь в Советском Союзе были лучшее художественное образование, мощная культура, литература, язык. Я об этом говорю с гордостью, а теперь и с сожалением. Если мы не хотим всё окончательно потерять, нужны грамотные, мудрые решения.
Наверное, не так просто было многое сломать, чтобы взамен построить новое. Как говорил в своё время Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Не хочу выглядеть стариком брюзжащим. Просто слишком свежи проблемы. Все мы болеем за наше образование и культуру. Надо было прислушаться ко многим деятелям отечественного искусства и науки, которые призывали хорошенько подумать, прежде чем всё уничтожать. Ломать - не строить.
- Вы заметили, что ценность высшего образования утрачивается с тех пор, как оно стало массовым?
- Ещё больше утрачивается престиж нашей профессии. Мы с трудом на некоторые специальности обеспечиваем набор в консерваторию. Как и другие вузы, вынуждены какие-то кафедры объединять, укрупнять. Жизнь покажет, на пользу это или во вред. Лично я ещё несколько лет назад с большой гордостью говорил об открытии трёх новых кафедр… Обидно это всё. Строили-строили, а теперь терять должны или замораживать на неопределённое время. Конечно, преобразования, реформы нужны, но нельзя рубить сплеча. Нужно подумать: «А что мы будем иметь через 15-20 лет, если сейчас всех сократим и всё позакрываем?».
Время трудное. У консерватории, как и у огромного количества учебных заведений, финансовое положение непростое. Все эти годы мы получали финансовую поддержку Министерства культуры России. Но возникли сложности, и с января текущего года мы не получаем ничего. Наши коллеги из других вузов страны оказались в такой же ситуации. Люди мы все грамотные, всё понимаем, ждём.