Насколько справедливы такие обвинения в адрес молодежи, и какую роль при этом играют государство, семья и школа, корреспондент «АиФ - Саратов» попросила прокомментировать саратовскую поэтессу, доктора филологических наук Светлану Кекову.
Не вина, а беда
- Светлана Васильевна, как человек искусства, как преподаватель, что можете сказать по поводу культуры молодых: приоритетов, речи, поведения? Говорят, что обмельчала наша молодежь, утратила духовные ценности. Кто виноват и что делать?
- Да, с молодыми диалог вести непросто. Не только потому, что поменялись жизненные ориентиры - обеднел язык. Молодежь порой не знает, что такое слово, не умеет выразить мысль. По сравнению со многими студентами в этом смысле асом выглядит та же Эллочка-Людоедочка…
Нет сомнения в том, что большую и, увы, не лучшую роль здесь сыграло отсутствие радио- и телепередач, пропагандирующих культуру. В последнее время ситуацию усугубил компьютер, потеснивший собой интерес к живому общению и книге.
Молодежь считает достаточной информацию Интернета, но она поверхностная, порой недостоверная, малоинтересная - разве ее сопоставить с тем, что дают книги? А притяжения к книге нет - это печально, но не безнадежно. Мне приходилось наблюдать за тем, насколько быстро пробуждается интерес молодых к литературе, слову и, если хотите, к мысли, пониманию.
Взять, например, Средневековье с характерными определениями души и духа. Если первое из названных большинство воспринимает адекватно, то второе - недоуменно. Начинаешь объяснять - становится понятным не только содержание текста, но и философия эпохи, миропонимание и мироощущение людей того времени.
- В наше время на жизнь смотрят сквозь призму моды и материального достатка. Они наложили отпечаток практически на все: патриотизм и веру, рождение и воспитание детей…
- Однозначно ответить на это сложно. С одной стороны, патриотизм - налицо: молодежи интересна история Отечества, его прошлое и настоящее. Иначе невозможно объяснить уважение к фронтовикам, гордость за их подвиг.
Но не только. Изменилось отношение к западу - наконец, пришло осознания величия нашей Родины…Но в то же время далеко не все спешат защищать ее рубежи. Я имею в виду службу в армии.
Что касается моды на веру - это даже звучит нелепо. Человека сердце влечет в церковь, совесть, обличающая грех. Разве можно соблюдать посты из моды?! Как можно веровать из-за моды?!!
Я согласна с тем, что верующей молодежи очень мало, но она есть. С ней связаны надежды на возрождение православных традиций, формировавшихся в течение тысячелетий. Их пытались искоренить в советское время, но не они ли победили фашизм?! И таких примеров в истории много: русская твердыня, сила воли и духа проявляет себя каждый раз, когда возникает опасность и под удар попадает то, чем дорожит православие.
Церковь жива, пока есть молодежь, воспитывающая своих детей в вере. И мой многолетний опыт работы свидетельствует о том, что у верующих ребят большой потенциал, поскольку им с детства привиты понятия о добре и зле; нормы поведения в обществе.
Не столько школа и государство, сколько семья играет ключевую роль в воспитании. А мы живет в такое время, когда родители поглощены работой и думают не столько о духовном, сколько материальном благополучии. Школьные преподаватели, к сожалению, тоже сложили с себя полномочия по воспитанию, вот и результат: детей воспитывают компьютер и улица.
Многое зависит от политики
- Светлана Васильевна, а сколько, на Ваш взгляд, потребуется времени на исправление данной ситуации и возможно ли «повернуть реку вспять»?
- Многое зависит от культурной политики нашего государства, от того, что насаждает телевидение…Если бы по-настоящему начали пропагандировать науку, искусство, семейные ценности, возможно, дело сдвинулось бы с мертвой точки. Пока же культивируют те программы, которые направлены как раз на разрушение семьи и личности.
Достойной поддержки при кажущемся обилии федеральной помощи в виде субсидий, дотаций, компенсаций, консультаций и пр. практически не видно.
Наша справка
Светлана Васильевна Кекова - доктор филологических наук, поэт. Родилась в семье военного, в 1951 г. Публиковалась в самиздатских журналах Ленинграда и Саратов. Автор одиннадцати книг стихов. Многие стихи переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, нидерландский, сербский, болгарский и другие языки. Лауреат премии журнала «Знамя» (1995), малой премии имени Аполлона Григорьева (1999), Большой премии Московского международного фестиваля «Биеннале поэтов» «Москва-транзит» (2001), журнала «Новый Мир» (2006), премии им. Арсения и Андрея Тарковских (Киев, 2010). Член Союза российских писателей (1993).