Больше, чем нефть
«Русская литературная традиция - одна из древнейших в Европе, - начал свою лекцию Захар Прилепин. - Она куда древнее, скажем, французской или германской. Русская литература изначально появилась и развивалась не индивидуально, в ней не было сольных голосов. Она была соборная, хоровая. Её приход был напрямую связан с принятием православия. Она образует свод текстов - венок, который связан со всеми православными датами и праздниками. На этот круг постоянно наслаивались новые события. И этот хор закольцевал наше миропонимание.
Светская литература, литература частная, которая появилась в Европе, пришла в Россию с некоторым опозданием. Но русская литературная традиция стремительно сформировалась за несколько десятилетий и оказала значительное влияние на всю мировую литературу. К счастью или несчастью, мы не всегда осознаём это в полной мере. Наша литературная традиция - это больше, чем газ или нефть. Это те вещи, по которым нас воспринимают, понимают и уважают. Такой писатель как Фёдор Достоевский является самым известным, цитируемым и влиятельным писателем всех времён и народов. С ним может быть сравним только Шекспир, но тот драматург.Нужно отдавать себе отчёт, что так или иначе мы сделаны из того, что придумала о нас русская литература. Отсюда проистекает наша психологическая структура, наши представления о добре и зле, наша речь. Даже люди, которые не читают литературы, через телевизор или музыку воспринимают пережёванную, максимально упрощённую, где-то опошленную, но всё же литературную традицию. Одни и те же сюжеты, конфликты и их разрешение.
Русская литература - это одно из чудес света. И не понимать этого богатства, не воспринимать его всерьёз и каким-то образом разбазаривать - это не лучший путь. Нужно стремиться быть достойным того, что представляет собой наша традиция, в том числе и наша литература».
Сверить сердцебиение
На встрече Захар Прилепин презентовал свою книгу о Донбассе «Не чужая смута» и ответил на возникшие у студентов вопросы. Среди прочего он поделился своими представлениями о том, каким должен быть современный патриотизм.
Я езжу по стране, чтобы сверить сердцебиение - узнать, в каком городе о чём думают и говорят. И то, что я возвращаюсь в Саратов уже в третий или в четвёртый раз, о чём-то говорит. У меня тут есть и круг друзей, и определённые, лирическо-поэтические, ощущения от города. В последнее время я посетил, наверное, городов пятнадцать. И Саратов не похож ни на один из них. Здесь какое-то другое, особо тёплое для меня, ощущение. Чувствую себя здесь не то чтобы дома, но в хороших и добрых гостях. В этот раз приехал и приеду ещё не раз».