12 октября в театре юного зрителя им. Ю. П. Киселева состоялась премьера - «Проклятье голодающего класса» по пьесе известного американского драматурга С. Шепарда.
Насколько нам близки ковбойские сапоги, хиты шестидесятых, дом-ангар и ржавый джип, корреспондент «АиФ - Саратов» беседует с исполнительницей главной роли, заслуженной артисткой РФ Еленой Вовненко.
Внизу корова, вверху звёзды
- Елена Витальевна, в «Голодающем классе» вы играли женщину, оказавшуюся на социальном дне. Где берете прототипов?
- Такие персонажи можно подглядеть на обычном продуктовом рынке, на любой городской улице. Сегодня наблюдала: бредут бездомные мужчина и женщина, о чём-то рассуждая. Она ему: «Вчера дочитала «Я и оно» Фрейда, знаешь, ожидала большего». Не знаю, насколько мне удалось перевоплотиться, но американский режиссер требовал, чтоб на сцене я была вроде «сердитой торговки с золотой фиксой во рту».
Режиссёр-постановщик спектакля Ли Бруер выбрал именно эту пьесу, поскольку сам вырос на провинциальной ферме и хорошо знает безысходность тамошней жизни. На первый взгляд, эта пьеса о чужой стране, которая сильно больна и не желает выкарабкиваться.
Но чем, собственно, наша деревня отличается? Сегодня крестьян преследует такое же «проклятье» - как бы ты ни старался выбраться из нужды, все по-прежнему идет своим чередом.
У меня мама родилась в селе, и в послевоенные годы там вряд ли жили богато. Однако не запирали калитки и двери, даже речи не было, чтобы кто-то украл или взял без спросу.
Каждое лето я проводила у бабушки и для меня детство - это запах скошенной травы. Когда коров с утра нужно провожать в стадо, петухи по утрам начинают шумно петь... Или лежишь в стогу: слышно, как корова внизу жуёт «жвачку», а сверху - далёкие звезды! У нынешних детей таких воспоминаний уже не будет.
Село потихоньку исчезает
- Кого же винить в такой ситуации?..
- В результате псевдореформ наши крестьяне во многом оказались в подобной безнадеге. От безысходности вынуждены продавать земельные паи, стараясь получить хотя бы какие-то деньги. Многие боятся, что землю отнимут просто так заезжие молодцы.
Сейчас коренные деревенские просто доживают свой век, молодежь старается уехать. Опустевшие дома заселяются чужаками. И отстраивают они деревню на свой лад. Земля становится не кормилицей, а товаром.
Так традиционное село потихоньку исчезает. Жизнь тех, кто там остается, мало чем отличается от показанной в нашем спектакле.
В пьесе есть отец-алкоголик, который сам все и разрушает. Всю жизнь он пребывал в поиске, боялся, что один день будет похож на другой: приходилось сводить концы с концами, добывать деньги, бежать от этой безнадеги… в бутылку.
Вся его жизнь крутится вокруг того, где раздобыть денег? И чтоб холодильник не пустовал. Но если ты мечтаешь получить только халяву, судьба повернется к тебе не лучшей стороной, как бы ты ни старался. А если сорвёшь хороший куш, все равно из этого ничего хорошего не выйдет.
В этом суть проклятья, повторяющегося из рода в род, когда люди ничего не могут изменить. И дети их идут тем же путем. Возникает ощущение, что это передается как-то генетически.
В какой-то момент на хозяина фермы нисходит озарение, он понимает, что эта прекрасная земля, по которой он ступает, - его! Вдруг до него дошло, что нужно сделать с этим красивейшим местом. И он понял - весь смысл его жизни в этом куске земли, в этой семье. Все оказалось просто, но как сложно было до всего этого дойти! Увы, слишком поздно…
Где родился - там и сгодился
- Значит, из «проклятья» нет выхода?
- Беда, что герои спектакля толком не знают, откуда они? Давно приехали на это место, но оно так и не стало им домом. Поэтому так и легко его продать - в сердце ничего не ёкнет.
Наше же крестьянство имеет глубокие корни. Коль о них знать, ты и духовно богаче и многое способен преодолеть. Не зря говорят: где родился, там и сгодился. В старину верили, что от родного гнезда можно уходить не дальше, чем на день пешего пути.
Тогда сама земля тебя на ногах поддерживает. Что бы с человеком ни случилось, её энергия не даст пропасть. Для этого горстку зашивали в ладанку и носили с собой, получая энергию «от корней».
Бывало, с мамой сажаем помидоры в огороде, она всегда в первую лунку куст крапивы вкопает. «Зачем?» - спрашиваю. «Так делали мама и бабушка - все испокон веков так делали», - отвечает. Не просто так из поколения в поколение пекли жаворонков, а затем залезали на крышу звать весну.
Еще помню, как-то мама привезла из деревни иконку, стала ее чистить, а внутри лежит бумажечка с записями. Раньше в деревнях, когда ребеночек без остановки плакал - садились с дитем на крылечко, брали такие вот бумажечки и читали. И дети успокаивались, засыпали…
Вообще, у нас огромный внутренний потенциал, великая история, мощные корни. Взять саратовский герб, где стерлядки расположены в форме буквы русского алфавита «ижицы». Эта буква означала выбор - идти по правильной дорожке или по кривой? То есть каждый сам выбирает свою дорогу, свою судьбу. Нужно знать свои истоки, тогда будет чем жить, чем гордится. Узнай, откуда ты, и удивишься, и будешь гордиться тем, что живешь именно на этой земле саратовской, на великой Волге...
Наша справка
Е. Вовненко в 1985 г. окончила Саратовское театральное училище, зачислена в труппу тюза. Играла Аленушку в «Аленьком цветочке», главные роли в спектаклях «Брак по-итальянски» Э. де Филиппо, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Шум за сценой» М. Фрейна и др. Лауреат Госпремии в области литературы и искусства.