В рождественские каникулы наш город посетил лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады, чемпион Европы по фокусам Артём Щукин. После очередного выступления перед саратовцами с волшебником встречался корреспондент «АиФ - Саратов».
Невидима и невинна
- Уже более полувека минуло с момента первой публикации «священного текста» постсоветских гуманитариев. И вот на афише московского театра к спектаклю «Мастер и Маргарита» вы значитесь как иллюзионист-постановщик. Как изменились люди с тех пор, а нынешняя Маргарита - она злая ведьма или добрая фея?
- Когда-то стопки машинописных страниц, уложенных в чемоданчики-дипломаты, хозяйственные сумки и даже авоськи, тайно давали почитать на одну ночь. Затем по всей стране гремели «оригинальные» постановки мистического романа. Сегодня же обнажённой Маргаритой уже никого не удивишь, гораздо интересней, если она будет… невидима! Поэтому для создания атмосферы мистики и волшебства меня пригласили в спектакль постановщиком спецэффектов. В результате в одной из ключевых сцен Маргарита перед зеркалом накладывает волшебный крем и... исчезает! Затем укутанная в платок «невидимка» плавно парит над зрителями, медленно открывает окно и растворяется во тьме. Я бывал на премьерах и наблюдал, как зал замирает в гробовой тишине.
Вообще, независимо от времени, женщина всегда и ласковая фея, и коварная ведьма. Всё зависит от того, кто с ней рядом. Сам жанр иллюзии-фокуса был создан мужчинами ради женщин. Не случайно среди десятка величайших иллюзионистов мира только мужские имена. Удивите, восхитите, подарите ей ощущение полета, разбудите фею. Как говорил один американский драматург, «люди везде и всегда одинаковы. Другими они становятся только тогда, когда кого-нибудь любят».
- А шальные деньги, ипотечный вопрос и «дьявольский процент» не испортили нынешних граждан?
- Люди во все времена охотнее всего верили в иллюзию «легких денег», финансовые пирамиды, скорее всего, ровесники египетским. Сегодня Мекка иллюзии - Лас-Вегас, где прямо при больших отелях по соседству с казино работают огромные театры с грандиозными иллюзионными шоу.
В нашем же спектакле Сатана на глазах изумлённой публики тоже устраивает фонтаны разноцветных купюр. И когда слышу про новые виртуальные деньги, у меня складывается впечатление, что на глазах надувается очередной мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет с шумом, грохотом и «голыми зрителями» в финале. Так уже не раз бывало, и лишь золотые монеты царской чеканки как ценились 100-200 лет назад, так и будут ещё 1000 лет, пока у людей в ходу деньги…
Тонкая дипломатия
- Почему чемпион Европы по фокусам на стажировку отправился в Азию? Чем Восток привлекательнее для профессионального иллюзиониста?
- Жанр фокусов - универсальный международный язык, можно сказать, это тонкая дипломатия, которую понимают и принимают практически везде. Все одинаково жаждут волшебства, хотят прикоснуться к чуду…
На фокусы различных школ и направлений влияют менталитет и национальный колорит. Американцы в первую очередь развлекают зрителя любой ценой. Европейцы превращают свои номера в театрализованное представление, иллюзионист сам играет кролика или шляпу. Азиаты же настоящие шаманы! Их магия завораживает первородством. Смотришь: не то фокус, не то настоящая мистика! Есть чему поучиться, факир создаёт атмосферу тайны, во всём чёрном, всегда изящен, пластичен. Появляясь из дыма, использует необычные предметы, при этом ничего лишнего... Недаром на чемпионатах мира последние 5-6 лет именно азиаты берут все призовые места.
Фокусники Ю. Кореи создали целую школу, где обучаются сотни детей. На моих глазах 12-14-летние подростки творили невероятные вещи. Нигде в мире такого больше нет. Здесь власти понимают, что фокусы создают уникальную субкультуру, развивают нестандартное мышление, отбирают подростка у улицы... Поэтому искусство иллюзии поддерживается государством. Кстати, и мой преподаватель - профессор сценической магии госуниверситета. Может, этот опыт и нам был бы полезен?
Как устроено чудо?
- Чем сегодня легче удивить публику: ловкостью рук или новейшими технологиями? Наш цифровой век - идеальное время для фокусов?
- Задача иллюзиониста - довести зрителя из точки «А» в точку «Б», чтобы в конце магического пути у человека не возникло даже вопроса, как устроено чудо. Фокусник подобен сталкеру, ведущему к исполнению мечты. Кто-то на миг задумается: наверно, там лески, зеркала. Да нет... чудо! Порой простейший детский фокус с монеткой позволяет провести зрителя от удивления до экстаза. Парадокс, но с крупными и дорогими аппаратами это сделать гораздо сложнее. Да, современные технологии в шоу - это красиво, привлекательно, интересно, но не всегда оправданно. Думаете, чем дороже трюк, тем больше оваций и аплодисментов? Ничего подобного! «Ваше шоу посмотрел, всё здорово. Но как летал стол?!» - всю дорогу вопрошал водитель, сопровождавший нас на гастролях. Каким образом удерживаемый двумя пальцами обыденный предмет вдруг воспарил? А для коллег это вроде детского фокуса с монеткой.
Но бывает и редкий случай, когда идеально сочетаются новейшие технологии и иллюзии. Недавно в Екатеринбурге состоялся знаковый поединок «Русского витязя» Поветкин&Хаммер. По задумке организаторов перед началом боя было показан небольшой иллюзион с моим участием. Я боксировал с собственной тенью, получив от неё нокдаун, уходил в горизонталь. Зал никак не мог понять, где голограмма, а где человек.
Толпа из народа
- Вы дипломированный специалист по связям с общественностью. Можно считать зрительный зал моделью общества-государства?
- В силу специфики нашей истории жили мы всегда драматично. Америка - напротив, легкая страна, легкая нация. Им покажи пальчик - в ответ гомерический хохот. Мы же всегда настороженно смотрим, не обманывают ли нас. Такова наша вековая психология. Поэтому американцы уверены, «русские - ходячая драма».
Мы всегда ищем двойное дно, скрытые смыслы. А познание начинается с удивления, и фокус дает эту возможность. Чудо объединяет людей, которые начинают верить в сказку, на время получают возможность вернуться в детство. Магия дает надежду самым безнадёжным мечтателям.
На самом деле жизнь на Земле - уже чудо, к которому люди просто привыкли. Как сказал кто-то из великих: «Только в зрительном зале толпа превращается в народ».
- Искусству магии не один век и даже не одно тысячелетие. На ваш взгляд, в чём её социальная функция?
- Во все времена человек жаждал чуда, и появлялись маги, такие как граф Калиостро или Лонго, «добывающие» золото из воздуха и «оживляющие» мертвецов. На самом деле большинство таких чародеев всего лишь используют набор трюков, дурачащих публику. За это люди готовы отдавать последние деньги и сами же рады обманываться. Многим почему-то нравится верить, что можно взглядом ложки гнуть, открывать залежи нефти в самых неподходящих местах, не выходя из дома. Иллюзионисты ту же задачу решают по-своему - красиво, изящно, необычно. Да, обыденность прозаична: проблемы на работе, плохие дороги, пробки, налоги, тарифы ЖКХ. Человек хочет оторваться от всего этого хотя бы с помощью фокуса.
Помню, мне лет девятнадцать-двадцать было, выхожу из машины - подбегают две цыганки: «Дорогой, дай погадаю!». Достаю колоду карт: «Давайте лучше я вам погадаю?!» - и делаю несколько эффектных трюков. Они в шоке: «Как ты это сделал?! Нас научи…»