- Я не пущу своего сына в армию, не хочу, чтобы он вернулся оттуда калекой, - говорит Ольга Николаевна, воспитывающая единственного сына. - Сделаю все, заплачу любые деньги, только чтобы мой Андрей остался рядом. То, что творится сейчас за заборами казарм, одному Богу известно. О том, какими способами "прививают мужество" солдатам, знают все. Не хочу, чтобы эти знания для меня и моей семьи перешли из разряда теоретических в практические.
Сегодня так рассуждает почти любая мать в нашей стране. Факты дедовщины, всплывающие один за другим, лишь укрепляют их в правильности выбранной позиции. Для того чтобы хоть как-то изменить представление о службе в Российской армии, Министерство обороны пошло навстречу миллионам семей и порекомендовало создать в каждой воинской части своеобразную "родительскую" группу контроля.
Чужие матери навестят чужих детей
Уже два месяца - с 15 февраля этого года - подобные комитеты должны были быть образованы при всех воинских частях и комиссариатах. Но столь широко разрекламированная акция на деле оказалась мыльным пузырем. Поскольку в регионах объединение родителей-активистов произошло только при военкоматах. А во многих частях такие комитеты существуют лишь на бумаге.
- По итогам осеннего призыва отдавать свой долг Родине отправились 2492 человека, - рассказывает начальник информационной работы военного комиссариата области Валерий Горшенин. - Из них 687 человек направлены в части, дислоцирующиеся в Поволжье и на Урале, 323 - на Северном Кавказе, 128 человек служат на Дальнем Востоке, 102 - в Сибири, 50 человек - на Черноморском флоте. Сами понимаете, что в каждой части находятся ребята, которые приехали служить из разных концов страны. Постоянно действующие родительские комиссии создать не так-то просто: ну кто будет ездить из Саратова в Сибирь, да еще и несколько раз в месяц? Согласитесь, весьма затруднительно. Именно поэтому комитеты создаются преимущественно при комиссариатах.
В клубе областного военного комиссариата каждую среду с 17.00 до 19.00 ведется прием родителей, желающих проконсультироваться по армейским вопросам. Что нужно для отсрочки, как добиться признания негодности для прохождения службы, нужно ли платить коммунальные услуги за ушедшего защищать Отечество - на все эти и другие вопросы отвечают участники комитета. В него вошли отцы и матери военнослужащих, проходящих службу по призыву и по контракту.
Поездки на Дальний Восток за свой счет
- Родители-участники возьмут под свой контроль воинские части на территории области. Невозможно сделать так, чтобы при воинских частях были постоянно действующие комитеты - это лишь фикция, - рассуждает Елена Столярова, председатель родительского комитета области. - Расходы на поездки могут достигать 30-40 тысяч рублей. Кому это по карману? Но можно найти выход из ситуации. Ведь совсем необязательно добираться с проверками к своим детям, служащим далеко. Можно помочь и чужим - также навестить их, передать гостинцы, посмотреть, как и где они служат, подбодрить теплыми словами. Тогда и к нашим сыновьям придут мамы и папы из комитетов, расположенных поблизости.
Но тогда получается, что заявление Сергея Иванова о том, что "каждая мать солдата имеет право знать, где и как служит ее сын", - лишь сотрясание воздуха. Навестив чужого ребенка, заброшенного в Саратов из какого-нибудь отдаленного города, например, Оренбурга, родители будут продолжать тревожиться за собственного сына.
С начала года заместителей командиров по воспитательной работе в 10-дневный срок с момента прибытия призывника в воинскую часть обязали проинформировать родителей о том, где служит их сын. Сообщить о распорядке дня и условиях быта, о денежном, вещевом и продовольственном довольствии, которое ему полагается, о медицинской помощи и культурном досуге, о правах и, естественно, об ответственности, налагаемой службой в Вооруженных силах, о возможности получения гражданской специальности в армии и о социальных гарантиях для военнослужащего и для его родителей. Письма были разосланы, вот только ответили на них лишь 10-15% - большинство просто отзвонились командованию. Оказалось, что посмотреть, в каких условиях находится их сын, желают все. Вот только оплата за проезд и проживание - неподъемные расходы. Таких денег у семей просто нет.