- Даже когда моя семья переживала тяжелые времена, и мы были вынуждены жить в маленькой коммуналке Энгельса с соседями-алкоголиками, я никогда не отчаивалась. Написанные в то время картины отличались особой яркостью и жизнерадостностью, - с улыбкой вспоминает Альфия Пономаренко. Сейчас она - успешный художник, чьи работы украшают частные галереи, казино, рестораны, кабинеты губернаторов, мэров, политиков, крупных бизнесменов, людей искусства. Осенью прошлого года она стала первым российским живописцем, приглашенным с персональной выставкой в княжество Монако.
Стерлядь и конфеты в дар миллионерам
- Альфия, по чьему приглашению вы попали в Монако?
- Моя первая европейская выставка была организована в Ницце в декабре 2002 года. Уехав обратно в Россию, картины оставила в Европе - друзья продолжили их выставлять без меня. За это время они побывали в Грассе, в Сан-Поль де Ванс. Я вернулась во Францию в 2003 году - привезла заказанный ранее портрет одному швейцарцу, страстно влюбленному в русскую девушку. Он попросил меня изобразить его в роли Казановы, соблазняющего юное создание. Именно в тот год меня познакомили с консулом - Клодом Палланка. Тогда же появилась первая устная договоренность о выставке. В начале 2004 года в Москве состоялась моя персональная выставка. В ноябре этого же года в Монако был подписан контракт с галереей "Мезон де Америк Латин" в Монте-Карло. Готовилась 2 года, причем не только рисовала свои работы, но и усиленно налегала на изучение француз.ского языка.
- Чем так потрясли местную публику, что даже консул прослезился?
- Я очень волновалась. По галерее прохаживалось столько людей, к которым нужно было обращаться не иначе, как "ваше высочество". Собрались "сливки общества": бизнесмены, политики, графини, принцессы. На открытии подобных выставок не предусмотрена торжественная часть, а мы со свойственным русской душе размахом ее сделали. Со мной поехала управляющая делами Саратовской области Елена Каменева. В дар княжеству от губернии была преподнесена хрустальная стерлядь, зачитана приветственная телеграмма от Павла Ипатова, а маленькие девочки разносили на подносах саратов.ские конфеты.
- Среди 36 работ, демонстрировавшихся публике, были два портрета - президента Путина и принца Альберта II. Это дипломатическая тактика?
- Главы двух государств - очень символично. Тем более, что для всех портрет принца был приятным сюрпризом. Я рисовала его всего с одной фотографии, но то, что получилось, вызвало бурю эмоций - не с первого взгляда поверишь, что это масло и холст, а не фотобумага и современные цифровые технологии. Принц остался доволен.
"Путин не продается"
- Изображение Альберта II вы продали, почему же не согласились передать в частную коллекцию вашу работу "Путин" - ведь наверняка предлагали немалые деньги?
- Мы сразу заявили, что "Путин не продается". Это был, прежде всего, политический ход. Мне кажется, что первый русский художник должен чем-то заинтриговать. Для тех, кто посетил выставку, одной из таких неожиданностей как раз стал президент. Потом очень многие говорили, что впервые отметили для себя "человечность" Путина. "У него настолько живые и умные глаза", - не раз говорили жители Монако. Интерес ко всем работам был очень велик. Большинство современных европейских художников сейчас "ударились" в абстракцию и чувствуется, что зритель жаждет чего-то необычного и в то же время понятного без слов.
- Вы больше известны как портретист. Среди тех, кого вы писали - Алексий II, Юрий Лужков, Эхуд Барак - бывший премьер-министр Израиля. Не страшно работать с людьми такого ранга?
- Нет. Я всегда ответственно подхожу к изображению любого человека, будь то директор какого-нибудь предприятия или коронованная особа. Мне удается передать не только внешнее сходство, но и характер человека, а это всегда чувствуется, притягивает взгляд.
- Постились ли вы, когда готовили картину к 75-летию Патриарха Московского и всея Руси, которую Дмитрий Аяцков вручил ему в 2004 году в храме Христа Спасителя?
- Конечно. И когда по заказу президента Калмыкии писала портрет далай-ламы, тоже. Но это очень тяжело мне дается. Именно поэтому я практически не рисую церковные образы и храмы - ведь на протяжении всей работы нужно ограничивать себя в пище и в мирских удовольствиях. Хотя у меня есть благословение Алексия, и я могу писать даже иконы.
- Что больше всего запомнилось от поездки в Монако?
- Впечатлений много. Купание в море в ноябре, доброжелательные улыбающиеся лица на улицах, социальная защищенность местных жителей. К примеру, там каждый вечер ездит машина с теплыми пледами и раздает их местным бездомным, которые к тому же получают неплохое пособие по безработице. И, конечно, бал миллионеров в императорском зале "Пале-де-пари" в Монте-Карло - это настоящая сказка.