"Пасха - это не просто весенний праздник и не день уборки могил на кладбище. В предшествующую Светлому Христову Воскресению неделю нужно хотя бы на короткий миг отвлечься от суеты, вдуматься в смысл происходящего", - говорит епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
Накануне Светлого Христова Воскресения корреспондент "АиФ - Саратов" встретился с Владыкой и задал несколько вопросов.
В Саратов доставят благодатный огонь
- Владыка, какие чувства испытываете накануне Пасхи?
- Время Великого поста иногда называют "весной покаяния", "весной души", и для каждого, кто ходит в храм, эти слова будут понятны. Завершение этого периода - Страстная седмица, во время которой заново переживаются события, описанные в Священном Писании, последние дни земной жизни, страдания и смерть Спасителя. Поэтому сейчас все люди, верующие во Христа, и я в том числе, испытывают чувство сопричастности к этим событиям и живут ожиданием Воскресения.
- Будет ли в нынешнем году доставлен в Саратов благодатный огонь из Иерусалима?
- Да. В Покровский храм он будет принесен к Великой пасхальной вечерне 8 апреля, и все присутствующие в храме смогут зажечь от него свои свечи и лампады.
- В последние годы у людей смешались представления о пасхальных традициях, поэтому многие несут освящать в церковь не только крашеные яйца, куличи, но и мясо, бутылки с алкоголем. Допустимо ли это? Какими принципами надо руководствоваться, отмечая Светлое Христово Воскресение?
- В церкви допускается освящение лишь куличей, пасхи и крашеных яиц. Мясо, а уж тем более спиртное в храм приносить запрещено. Вообще, я хочу подчеркнуть, что Пасха - это не просто весенний праздник и не день уборки могил на кладбище. В предшествующую Светлому Христову Воскресению неделю нужно хотя бы на короткий миг отвлечься от суеты, вдуматься в смысл происходящего. Страстная седмица - не лучшее время для того, чтобы приводить в порядок свою квартиру. Великий четверг в народе называется "чистым" не потому, что нужно перемыть окна и полы в квартире и сходить в баню, а потому, что в этот день по традиции все православные христиане приступали к таинствам покаяния (исповеди) и причастия.
Бизнес с "нравственным" лицом
- По данным социологических исследований, 80% людей считают себя православными, и только 2-3% соблюдают Великий пост. Как прокомментируете эти цифры?
- В последнем случае можно говорить о 5-8%, но это, конечно, тоже немного. Количество людей, которые в основу всей своей жизни положили евангельские заповеди, действительно, пока невелико. Большинство тех, кто считает себя православными, посещают храм только по большим церковным праздникам или заходят по дороге на работу помолиться, поставить свечку. Такому положению не стоит удивляться: прошло всего полтора десятка лет после распада Советского Союза - страны, в которой была поставлена задача полного уничтожения Церкви, а для того, чтобы число прихожан в храмах выросло, нужны не годы, а десятилетия. Хотя мой небольшой архиерейский опыт показывает: храмы, в которых служат ответственные, честные, порядочные священники, пустыми не бывают.
- На прошедшем недавно XI Всемирном Русском Народном Соборе обсуждалась проблема богатства и бедности. На ваш взгляд, как можно решить вопрос с социальным и имущественным расслоением в обществе?
- Сейчас много говорится о "социальной ответственности бизнеса". Речь идет о том, что национальное достояние перешло к нескольким десяткам человек, оказавшихся в нужном месте и в нужное время. Они получили богатство, которое не было создано их собственными руками. Естественно, в глазах народа данная ситуация выглядит несправедливой, и разгул взяточничества, нежелание платить налоги - естественная на нее реакция. Однако принцип "все отнять, а потом поделить" - тупиковый путь. Потому выход только один: осознание богатыми людьми своей ответственности за тех, чьими руками создавалось богатство, которым они сейчас пользуются.
- Многие ли бизнесмены захотят работать "по заповедям", своду нравственных принципов и правил, принятых на Соборе?
- Среди состоятельных предпринимателей есть и совестливые люди, которые стараются исправить ошибки, допущенные во время приватизации, в том числе путем активной благотворительности. Если сообщество богатых людей не станет придерживаться каких-то моральных устоев, напряжение в обществе достигнет максимума, а это ни к чему хорошему не приведет. Убежденность в том, что кому-то удастся спастись с капиталами за границей - всего лишь иллюзия.