В понедельник 27 февраля у православных верующих начался Великий пост. Он считается самым строгим из существующих из-за скудности рациона. Многие люди в эти дни отказываются от мясных блюд. Но достаточно ли этого?
О том, что должно меняться в жизни постящегося, кроме рациона, отвечал священник Василий Куценко – клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
- Чем Великий пост отличается от трех других многодневных постов, и почему его называют строгим?
Великий пост или Святая Четыредесятница является подготовительным периодом к Празднику праздников и Торжеству из торжеств – Пасхе Христовой. Главное отличие Великого поста от других многодневных постов – особенности богослужения. В будничные великопостные дни не совершается Божественная Литургия, кроме среды и пятницы, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров и верующие причащаются Телом и Кровью Христовыми, освященными в прошедшее воскресенье. Обычная для остальных дней года Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается по субботам, а в воскресные дни – Литургия святителя Василия Великого. В первые четыре дня Великого поста в храмах по вечерам читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Преподобный Андрей Критский наполнил свое сочинение столько глубокими образами покаяния и смирения человека перед Богом, что никто, кто хотя бы один раз присутствовал в храме на этом богослужении, не может остаться равнодушным.
Великий пост называют строгим – это касается конечно предписаний относительно приема пищи – в дни поста по строгим уставам древних восточных монастырей положена пища без масла, при чем принимать ее можно только один раз в день вечером. Масло разрешается только по субботам, воскресеньям и в дни некоторых праздников, также только два раза разрешается вкушение рыбы – это праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. Но с другой стороны, мы знаем, что цель поста – покаяние, приобретение навыков духовной жизни. Поэтому строгость должна распространяться не только на пищу, а прежде всего на внутреннее состояние человеческой души. Постящемуся необходимо стремиться сохранять мир с Богом и ближними – не вступать в ссоры, гнев, раздражение, проявлять больше терпения к другим, как можно больше времени уделять чтению духовной литературы и посещению храма.
- Что должно меняться в жизни постящегося, кроме рациона?
Частично ответ на этот вопрос уже был получен, когда мы говорили о «строгости» поста. Господь Иисус Христос говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6, 16). Богослужебные тексты называют пост временем радости: «Всесвященное воздержание начнем радостно, / сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего» (стихира в понедельник 1-й седмицы Великого Поста). Может возникнуть вопрос – чему можно радоваться в пост? Радоваться нужно прежде всего тому, что Церковь устанавливая время Великого поста дает каждому человеку возможность приблизиться к Богу, стать выше мирской суеты, задуматься о собственной душе, посмотреть на все с другой, духовной стороны. Пост – это радость покаяния и примирения с Богом, ближними и самим собой.
Наверное, поэтому кроме привычного рациона необходимо изменить отношение к окружающим людям и более внимательно относиться к собственной душе. По возможности нужно стараться чаще посещать великопостные богослужения – особенно во время чтения Великого покаянного канона и по воскресным дням, дома – стараться регулярно молиться, читать Евангелие и духовные книги. Самое же главное – участвовать в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых.
- Не все могут посещать храм на рабочей неделе, как быть в этой ситуации?
Во многих храмах, особенно на первой седмице Великого поста вечернее богослужение, на котором читается Великий покаянный канон, начинается позже обычного, чтобы как можно больше людей смогли успеть в храм после работы. По возможности, можно посещать утреннее богослужение. И конечно же посещать храм по субботам и воскресеньям. Если уж ситуация совсем сложная и времени просто нет, то можно, взяв благословение у священника, читать или слушать Великий покаянный канон дома.
- Что посоветуете людям, которые хотят поститься, но не уверены, что выдержат испытание по состоянию здоровья?
Церковь не накладывает на человека подвигов чрезмерных. Не все могут поститься по все строгости Устава. Например, детям, беременны и кормящим женщинам, больным людям Церковь всегда ослабляла пост. Также человек можно находиться в такой ситуации, когда соблюдение поста будет физически невозможно, например, командировка или служба в армии. В любом случае, для каждого полезно будет согласовать меру личного поста с священником того храма, который вы посещаете.
- В дни поста магазины предлагают покупателям различные продукты, которые называются постными: вместо мяса – соя, вместо сметаны и молока – синтетические йогурты, и так далее. Не самообман ли это?
Если подходить с формальный стороны - соя является бобовым растением, поэтому нет никаких оснований отказываться от вкушения в постные дни тех продуктов, где она присутствует в своем естественном виде. Однако, вкусовые особенности сои позволяют использовать ее для имитации продуктов животного происхождения, начиная соевым майонезом и молоком и заканчивая соевыми котлетами и колбасами. С другой стороны, смысл поста состоит не в формальном исключении из рациона продуктов животного происхождения, а в отказе от чувственных удовольствий. Ограничивая себя в пище, довольствуясь лишь самым необходимым, мы, если можно так сказать, освобождаем себя для Бога. Тоже самое можно сказать и о многочисленных рецептах постных блюд – постная пища должна быть простой, не занимать слишком много времени. «Кулинарные шедевры», пусть и формально постные, также будут нарушать цель и смысл поста.
- Многие прихожане работают в светских организациях, как правильно себя там вести в дни поста?
Прежде всего, быть в мире со всеми. Особенно же важно не осуждать тех, кто не соблюдает поста и не понимает для чего это. Не случайно в последнее воскресенье перед началом Великого поста в храма читают отрывок из послания святого апостола Павла к Римлянам: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14, 3). Не наличие или отсутствие пищи приближает нас к Богу. Бог приходит к человеку, видя его состояние. Осуждение, злоба, раздражение – могут лишить нас того радостного состояния, которое дает нам Господь.