"Я предпочитаю отмечать круглые даты, связанные с творчеством. Возрастные юбилеи меня интересуют меньше", - говорит Юрий Кочнев. 26 февраля художественному руководителю Саратовского академического театра оперы и балета исполнилось 65 лет. Но для музыканта он стал обычным рабочим днем.
Из Большого театра отказались везти авангард
- ПОЧЕМУ так пренебрежительно отнеслись к собственному юбилею?
- Я предпочитаю отмечать круглые даты, связанные с творчеством. Возрастные юбилеи меня интересуют меньше, поэтому не хотел праздновать собственное 65-летие. Накануне вообще собирался уехать за город. Но в последний момент отказался от этой идеи. Все-таки нужно было принимать от коллег и друзей поздравления и букеты цветов.
- Что увидят саратовцы на XX Собиновском фестивале?
- Мы постарались сделать программу максимально интересной и насыщенной. По традиции прозвучат ни разу не исполнявшиеся в России музыкальные произведения. Саратовцы и гости города смогут услышать батальную картину Бетховена - "Победа Веллингтона в битве при Виттории" и его ораторию "Христос на Масличной горе". В репертуар фестиваля включена опера "Маргарита" современного композитора Владимира Кобекина, премьера которой состоится на сцене нашего театра 27 марта. Наверное, она станет непривычной для слуха горожан, поскольку сочетает в себе черты классической и рок-оперы.
Кроме того, в мае мы ожидаем приезд двух известных российских театров. Впервые в нашем городе выступит Камерный музыкальный театр под управлением Бориса Покровского, выдающегося оперного режиссера, которому в нынешнем году исполнилось 95 лет. К своему юбилею он поставил оперу "Тайный брак". Наверняка поразит публику выступление Государственного академического театра балета из Санкт-Петербурга. Это один из самых знаменитых танцевальных коллективов в мире. Его больше знают в столице и за рубежом, он очень редко гастролирует по городам России.
Не останутся обделенными и любители рок-музыки. Для них подготовлен приятный сюрприз - выступление Вячеслава Бутусова и группы "Ю-Питер".
- По какой причине не состоялись гастроли Большого театра, намечавшиеся на январь?
- Год назад мы договорились с Анатолием Иксановым, генеральным директором Большого театра, о приезде московских артистов в Саратов. Позже, когда стали подбирать репертуар, выяснилось - наша сцена по размерам не подходит для постановок Большого, так как подмостки столичного театра намного больше. Исключение - экспериментальные спектакли, например, скандально известный "Дети Розенталя". В урезанном виде администрация театра показывать классику не пожелала, а везти в провинцию только авангард отказалась. К сожалению, гастрольный тур сорвался, и неизвестно, когда еще представится возможность вновь его организовать.
- Театр поддерживает дружеские связи с певцами и танцовщиками, начинавшими свою карьеру в Саратове, а сейчас выступающими на столичной сцене?
- В программе Собиновского фестиваля были запланированы концерты Сергея Алексашкина, работающего теперь в Мариинском театре, и Елены Манистиной, солистки Большого театра. К, сожалению, их гастрольный график не позволит им приехать в родной город. Возможно, в течение сезона удастся провести сборный концерт с участием вокалистов, когда-то выступавших на саратовской сцене.
Цензура на "чернуху"
- ПОВЫШЕНИЕ окладов в прошлом году на 50% оркестранты театра сочли за оскорбление и чуть не начали забастовку (их коллеги в филармонии получили 100%-ную надбавку к жалованию. - Прим. авт.). После этого скандала зарплаты музыкантов выросли?
- То, что случилось минувшим летом, стало для меня сильным ударом и вынудило пойти на крайние меры. В правительстве региона пообещали решить этот вопрос. Но, к сожалению, бюрократические проволочки мешают довести дело до конца. Надеюсь - до конца текущего сезона зарплаты артистов увеличатся. Но даже после такой индексации они достигнут среднероссийского уровня, а пока он намного ниже. Это вдвойне обидно, поскольку Саратов - город с солидными культурными традициями. У нас открылись первый в стране стационарный цирк и единственная в провинции консерватория. Складывается парадоксальная ситуация. Чем больше у нас появляется различных творческих коллективов, тем меньше им денег выделяют из бюджета.
- Почему в городе с богатыми культурными традициями так много людей с низким уровнем культуры?
- В этом смысле Саратов ничем не отличается от других городов. Не нужно обольщаться на счет культурного уровня и за пределами нашей страны. Идет глобальный процесс идиотизации населения. Ведь российское телевидение - слепок с западного. Передачи забиты пустой болтовней телеведущих, складывается впечатление - им нечего сказать зрителям. Вот этой "требухой" людям промывают мозги. И постепенно из сознания исчезают подлинные ценности жизни и искусства. Для меня странно, когда поп-музыку и творения Шостаковича называют современной музыкой, а на одну доску ставят певца Валерия Леонтьева и всемирно известного пианиста Михаила Плетнева. Сейчас много ведется разговоров о падении нравов, но чиновники и телемагнаты пока не прислушиваются к ним. Для них слово "цензура" является неким табу. Непонятно, почему нельзя уменьшить поток насилия, ненормативной лексики, льющейся с экранов телевизора, а иногда и со сцены драматических театров? Тем более многие люди устали от такой "чернухи".
Реликвия лежит без дела
- ЧТО для вас является стимулом в творчестве и жизни?
- Равновесие в творческой и семейной жизни обеспечивает хороший тонус и дает толчок к тому, чтобы расти дальше в профессии. Часто у некоторых счастливо складывается карьера, а в личной жизни, наоборот, они терпят крах. Меня судьба, к счастью, от такой участи уберегла.
- Известные скрипачи или виолончелисты играют на инструментах, стоящих миллионы долларов. Как вы относитесь к своей дирижерской палочке?
- Спокойно. Мастерство дирижера зависит не от палочки, а от того, что у него происходит в голове и сердце. Палочка существует для того, чтобы немного "продлить" руку. Если стану работать без "инструмента", то придется задействовать все предплечье и больше расходовать энергии. Пожалуй, для меня дорога одна палочка, она всегда лежит на моем рабочем столе, но с ней я ни разу не выступал. Реликвия, сделанная из черного дерева, принадлежала русскому композитору и дирижеру Ипполитову-Иванову. А мне ее подарил сын известного дирижера Шкаровского.