Одна из наиболее острых проблем, стоящих сейчас перед городом, - это отсутствие современной мощной системы канализации. Целые микрорайоны, словно в средневековье, сливают нечистоты в выгребные ямы или близлежащие овраги.
Стопорится строительство новых домов в центральной части - камень преткновения все тот же. Пока канализационные стоки принимает аварийный коллектор N 1 по улице Чернышевского, но он возведен почти сто лет назад, и его сильная изношенность - мина замедленного действия. Есть ли выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации, и сможет ли город в ближайшее время решить эту проблему? - выясняла корреспондент "АиФ - Саратов".
В Саратове живут шахтеры
Проложить подземный коллектор для канализационных стоков - это не траншею выкопать. Тут нужна специальная подготовка. И занимаются этим только шахтеры. Да-да, они есть в нашем городе и работают в управлении "Шахттоннельстрой", сейчас входящем в "Саратовводоканал". В свое время город, который является владельцем подземных коммуникаций, должен был заботиться об их развитии. Но на это, как всегда, не хватало средств. Такая ситуация сложилась в этой сфере по всей стране. В большинстве городов уникальные специалисты были утеряны. Но в Саратове их удалось сохранить благодаря грамотной политике руководства "Водоканала", взявшего на себя заботу о людях.
Существующий подземный коллектор протяженностью свыше 40 километров не является непрерывным. Он начинается от улицы Радищева и протягивается по улице Чернышевского до кожевенного завода. А вот еще один участок тоннеля, проложенный от Музейной площади до Князевского взвоза, до сегодняшнего дня бездействует. В 1980-х годах этот участок длиной чуть больше 5 километров попытались реанимировать, но из-за тяжелой геологической ситуации с "плавающими" почвами проект пришлось остановить.
И только в 2001 году работы по прокладке возобновились. Этому способствовала директор городского "Водоканала" Лариса Абрамова. Именно ее ведомство было заинтересовано в современной системе канализации и вложило в этот проект свыше 30 миллионов рублей из собственных средств. Эти деньги были потрачены не на премии и дополнительные бонусы сотрудникам, а на нужды всего Саратова. Этот вопрос - общегородского значения, поскольку позволяет улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, а также реализовать перспективные планы по развитию жилищно-коммунального комплекса. Запуск шахтного коллектора решит вопросы и по подключению к инфраструктуре пока что незастроенных участков.
"Гиблое место" победили кессонами
В минувший четверг для ознакомления с этим знаковым для Саратова объектом сити-менеджер Николай Романов выехал на строительную площадку. Возведение недостроенного участка коллектора должно быть закончено в этом году, и на месте многолетнего забора, ставшего уже неизменным уродливым атрибутом города, должна появиться благоустроенная зона.
Глава администрации, решивший лично убедиться в сложности работы шахтеров, отправился вместе с ними на глубину 15 метров в коллектор. Место там, под землей, просто гиблое - сплошные плывуны, почти болото.
- Поначалу пробовали пройти здесь методом заморозки, - рассказывает начальник управления "Шахттоннель.строй" Геннадий Прыгов. - Бурили шурфы, опускали трубы, по которым гоняли охлаждающий раствор. В замерзшем грунте и продвигались. Пока не подошли к теплотрассам, расходящимся от ТЭЦ. Их тепло преодолеть уже не удалось. Пришлось "заморозить" само строительство. Возобновили проходку только в 2001 году кессонным методом. То есть в прокладываемый тоннель нагнетается воздух, который и удерживает просачивающуюся даже через небольшие щели жидкую грязь. Хотя этот метод не пользуется большой популярностью, потому что очень затратный. Необходимо беспрерывное использование компрессоров. Да и работать в условиях кессона очень трудно. Все наши работники в буквальном смысле на вес золота. Они испытывают перегрузки, схожие с возникающими в условиях глубоководного спуска на подъемной лодке.
После часового пребывания в подземном тоннеле Романов выбрался на поверхность, весьма довольный увиденным. По словам чиновника, запуск коллектора стратегически важен, именно поэтому к объекту столь пристальное внимание со стороны властей. Проблема централизованной канализационной системы назревала давно и, наконец, она стала близка к разрешению. Впервые за много лет депутаты городской и областной дум при активном участии городской администрации выделили средства для этой работы муниципальному предприятию "Водоканал". С момента начала работ городской бюджет выделил на строительство коллектора 35 миллионов рублей, а в бюджете на 2007 год заложены еще 9 миллионов. Раскошелилась даже область, выделив 6 миллионов рублей. Лариса Абрамова утверждает, что ко Дню города саратовцам преподнесут долгожданный подарок, и коллектор заработает.