15 января со страхом ждали многие мигранты. С этого дня иностранцы должны были уступить гражданам России больше половины рабочих мест у прилавков, а с 1 апреля и вовсе "испариться" из торговых рядов. К тому же уже с начала года они не имеют права торговать алкогольной, спиртосодержащей продукцией и лекарствами. Корреспондент "АиФ - Саратов" выясняла, изменилось ли что-то на рынках.
Заменят ли россияне иностранцев?
Поиск незаконных мигрантов на энгельс.ских рынках показал, что нелегалы уже приготовились к "зачисткам". Семья из Туркменистана грузила палатку на тележку, когда к ним подошел Александр Буланов - инспектор Управления миграционной службы. Естественно, документов у них при себе не оказалось. "Это самая распространенная отговорка, - объяснил майор. - Ни регистрации, ни разрешения на занятие трудовой деятельностью у таких мигрантов, как правило, нет. По новым правилам охрана рынка должна сама следить за тем, чтобы на их территории торговали законно. Но об этом остается пока только мечтать".
- Самые дисциплинированные - корейцы. Они сразу подают документы на гражданство и регистрируются в налоговой как индивидуальные предприниматели, - рассказал инспектор. - На Покровском рынке, где торговцы фруктами в основном азербайджанцы, и вовсе нет иностранцев - у них давно российские паспорта. Их дети ходят в школы, и все нормально устроились.
На "блошиных" развалах продавцы стали избавляться от своего товара с большой скидкой. В Саратове пожилая вьетнамка на ломаном русском говорила: "Еще чуть-чуть - и накоплю на дорогу домой. Я буду прятаться со своей семьей. Если будут обижать - уедем". Для тех горожан, кто привык отовариваться на небольших рынках, этот отъезд может обернуться дополнительными расходами.
- Нам придется нанимать местных и платить им зарплату, - говорит уроженец южной республики Аслан, торгующий обувью в Саратове. - Хотя много я им денег не дам, и так цену на товар придется поднять. Да и нет у русских коммерческой жилки.
Законом против мигрантов власти обещали убить сразу двух зайцев - навести порядок на рынках, чтобы обеспечить туда доступ местным фермерам, и упорядочить трудовую миграцию. Но крестьяне, которые еще летом сетовали на то, что их не пускают торговать, сегодня уже не так категоричны. Те из них, у кого подворья относятся к категории средних, говорят, что им невыгодно платить за место на базаре и целый день там стоять.
Кстати, за последние 12 лет область приняла около 90 тысяч мигрантов. И далеко не все из них находятся сейчас на легальном положении. Отделочными работами, торговлей, строительством частных коттеджей занимаются в основном нелегалы из Таджикистана, Армении, Грузии, Молдовы, Узбекистана. Они зарабатывают здесь копейки, но еще умудряются пересылать часть денег своим семьям на родину.
За регистрацией - на почту
Главная проблема - соседство с Казахстаном. "Прибывающие к нам иностранцы могут встать на учет на срок, не превышающий трех месяцев, - поясняет Буланов. - Большинство из них доезжает до Озинок, пересекает границу и обратно - жить, работать, учиться. За три часа потраченного времени они опять регистрируются на три месяца. Причем говорят, что приехали погостить".
Начальник паспортно-визовой службы Энгельса и Энгельсского района Надежда Пшичкина говорит, что изменились и правила регистрации. "Теперь при прибытии необходимо в течение трех дней встать на учет в миграционной службе или направить туда уведомление по почте. А регистрация по месту жительства сохраняется лишь для тех, кто имеет статус постоянно или временно проживающего. При этом регистрация также носит уведомительный характер, - говорит она. - Но пока это порождает еще больше вопросов. Дополнительных постановлений и разъяснений от правительства еще нет, ждем со дня на день. К примеру, непонятно, как будет работать почта. Не возникнет ли из-за этого путаницы в бумагах? Да и самим сотрудникам почты, как мне кажется, дополнительная нагрузка вовсе не нужна".