Психолог, артист, друг. Детский сад - это мини-социум

   
   

Победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель года» Светлана Попова рассказала «АиФ - Саратов» о своем непростом и в то же время увлекательном деле.

Разговор на равных

- Какими качествами надо обладать при работе с детьми?

- Воспитатель детсада - такая же творческая и универсальная профессия, как многие другие в современном мире. Я и психолог, и артист, а прежде всего друг. Нельзя работать воспитателем, не чувствуя любви, привязанности к детям, которые всегда искренни. Они безошибочно понимают ваше действительное отношение к ним. Притом уже давно не практикуется метод, когда от педагога требовалась строгость. Мы партнеры для ребенка: общаемся, не возвышаясь в буквальном смысле слова. Беседуя с маленьким человеком, воспитатель склоняется, даже встает на колени, чтобы контакт был глаза в глаза. Но самих по себе доброты и тактичности недостаточно: педагог должен быть любознательным, постоянно находиться в поиске чего-то интересного и нового для детей. Моя воспитательница была именно такой. С ней было весело: придумывала разные игры, с помощью которых мы познавали окружающий мир. Поэтому всегда хотелось идти в детский сад.

- Значит, профессия сама вас нашла?

- Можно сказать так. Никто из родственников и знакомых не удивился этому выбору. Ему последовала и моя одноклас­сница Светлана Тюхтяева: вместе пятый год трудимся в детском саду «Маячок» Фрунзенского района в Саратове. Мне довелось поработать в областном реабилитационном центре, созданном на базе детсада «Лотос», предназначенном для детей и подростков с ограниченными возможностями. Его перепрофилирование произошло в 90-е годы. Так я освоила еще одну специальность - «Социальная педагогика». Соответствующий раздел знаний необходим, когда имеешь дело с не совсем здоровыми детьми. Ранний детский аутизм, нарушение эмоциональной сферы, в то время встречался не так часто, как теперь. Он может характеризоваться проявлениями агрессивности, неуравновешенности. Здесь важен индивидуальный подход, чтобы подготовить ребенка к нормальной жизни. В этом смысле я тогда приобрела особенно ценный навык - находить общий язык с любым воспитанником.

Путешествие монетки

- Существует мнение о том, что быть воспитателем детского сада, в принципе, несложно.

   
   

- Странный вывод! Ведь здесь возложена ответственность за жизнь и здоровье детей. Далеко не каждый приходящий в нашу профессию может в ней закрепиться. Иногда спрашивают: «Как удается столько времени находиться в таком гвалте?». Для меня это не просто шум, а голоса ребят. Слышу, о чем разговаривает каждый из воспитанников: вероятно, точно так же различает звук отдельных инструментов в оркестре дирижер… Многих не устраивает уровень оплаты труда воспитателя. Это отдельная тема, хотя престиж всякой работы измеряется не только размером жалования. В последнее время стали больше замечать нас, что подтверждается смотрами профессионального мастерства. Победа в них еще больше придает чувства гордости выбранной специальностью, которой живешь и дышишь.

- Вы прошли несколько этапов на конкурсе «Воспитатель года России». Каждый раз вам присуждалось первое место. Чем объясняется этот успех?

- Уверенности в победе у меня не было. Но жюри по достоинству оценивало проект, с которым я выступила. Так вошла в финал 10-го специального конкурса, запланированный на вторую половину ноября в подмосковном Красногорске. На каждом его этапе предусмотрено два тура: сначала заочный с демонстрацией личного сайта и электронного портфолио, затем очный, где показываем мастер-класс по своей теме и выполняем много других заданий. Моя тематика - формирование финансовых знаний у дошкольников старшего возраста. В прошлом году, работая с подготовительной группой, я создала образовательный проект «Маленький финансист». Его признали инновационным, тем более, идея привить эти знания детям набирает популярность в стране.

- То есть вы уловили новое веяние в дошкольном образовании.

- Давно интересовал этот вопрос: читая много литературы, размышляла, с чего здесь начать. И вот с просьбой ко мне обратилась мама воспитанника: «Сын не понимает цену денег. Десяток альбомов и карандашей купим, а на другой день снова подавай. Научите его экономить». Тут стало ясно, что пора вынести на педсовет предложение. И его утвердили. Объяснить маленьким детям то, какими бывают деньги и как их зарабатывают, можно только через игру - основной вид деятельности ребенка. Все же надо учитывать, что поколения детей меняются духовно, и воспитатель должен соответствовать этим переменам. Современная детвора вполне подготовлена к пониманию определенного подтекста сказок, на который раньше не обращали особого внимания. Кто не знает строчек: «Пошла муха на базар и купила самовар»? В нашем случае они означают пример товарно-денежных отношений. Эпизод сказки о Буратино, закопавшего пять сольдо в надежде на то, что вырастет деревце, усеянное монетами вместо листьев, рассматриваем не в нарицательном смысле, а для того, чтобы рассказать об увеличении дохода. Воспитанники побывали на экскурсии в банковском учреждении, где узнали, как хранятся деньги. Мы организовали мини-музей с монетами, привезенными из разных стран, ведь многие малыши уже успели побывать вместе со своими родителями за границей. Постигнув азы финансовой грамотности, дети обзавелись домашними копилками. «Лучше не тратить на покупку множества маленьких игрушек, а накопить на приобретение большой вещи» - урок, который, надеюсь, они хорошо усвоили.

Главные воспитатели

- Многие полагают: отдавать ребенка в детский сад - вынужденная мера, а воспитание полностью в кругу семьи - лучший вариант.

- Считаю, маленькие граждане обязательно должны посещать детсад - мини-социум и первый в жизни коллектив, где учатся взаимопониманию, дружбе. Ребенок находится здесь по семь часов в день. Сколько он познает за это время! Такие дети обычно приходят в школу хорошо подготовленными, тогда как «домашние» малыши зачастую робко ведут себя в коллективе и не умеют элементарных вещей. Замечу, что понятие «вундеркинд» не всегда подразумевает лишь врожденные способности. Если правильно организовать воспитательный процесс, то в учебе могут быть удивительные успехи. Талантливые дети вообще не редкость. Один воспитанник увлекся темой насекомых, заинтересовал разными жуками и пауками других ребят и воспитателей тоже. Когда пришло время учиться в школе, он заверил: «Буду биологом». Удивительное чувство - видеть, как растут дети в твоей группе, начиная с трех лет, ощущать результат своей работы! И приятно, когда вчерашние мои подопечные забегают ко мне узнать, как дела.

- Интересно, а как чувствует себя детский педагог в роли родителя?

- Ох, непростой вопрос! На собственных детей обычно не хватает времени. К вечеру порой так устанешь, что через силу берешь книжку, откликаясь на просьбу почитать сказку. Но это не отменяет обязанности постоянно поддерживать контакт с родителями. Они - главные воспитатели, с ними надо быть на одной волне. Телефон не отключаю круглые сутки, чтобы ответить на любой вопрос. А чтобы эта работа выполнялась эффективнее, у нас заведены социальные анкеты, где отражены состав семьи, ее общественный статус, возраст родителей, условия, в которых проживает ребенок. В этом смысле нас волнует буквально каждая мелочь. Недаром говорится: «Ваши дети - это наши дети».

Смотрите также: