Визитной карточкой нашего города давно и по праву считается культурное наследие XVIII-начала XIX веков. Возведенные в разных архитектурных стилях здания привлекают внимание многочисленных гостей города на Волге и являются предметом особой гордости местных жителей.
О том, насколько гармоничны в их ряду застройки из железа и стекла, символизирующие темпы современной жизни, накануне Дня строителя еженедельнику «АиФ - Саратов» рассказал заслуженный архитектор России, председатель Саратовского отделения союза дизайнеров России Виталий Кудрявцев. Кроме этого, гость нашей редакции поделился мнением о том, как разрешить проблему перегруженного транспортом и офисами исторического центра.
- Говоря о современном городе, безусловно, стоит подчеркнуть его неповторимый колорит. Здесь удивительным образом соседствуют помещичьи усадьбы и дома купцов, особняки и здания немецких поселенцев, торговые комплексы и развлекательные центры, построенные в наши дни, - констатирует кандидат архитектуры. - Но наряду с многочисленными памятниками старины мне особенно хотелось бы отметить высотку на Предмостовой площади. Она вызывает бурную дискуссию у горожан и, тем не менее, с архитектурной точки зрения, соответствует новому масштабу и стоит на «нужном» месте. Это - ответ современников архитектурному прошлому: в советские годы здесь проектировалось здание в 24 этажа - и своеобразный въездной знак со стороны Энгельса. Да, можно долго обсуждать его художественные достоинства, в том числе силуэтообразования, но это вопросы второго плана.
Высоткам - быть?
- Несмотря на то, что Саратов разрастается территориально, многоэтажные дома продолжают возводиться и в исторической части города, затмевая, а то и замещая собой памятники старины.
- Здесь справедливо говорить об уместности тех или иных высотных акцентов, с одной стороны, и экономической выгоде, с другой. Как это ни печально прозвучит, но дефицит бюджета говорит не в пользу историко-архитектурного наследия. Возвести многоэтажный дом зачастую оказывается целесообразнее реставрационных работ. Меж тем вопросы реконструкции являются актуальными для исторического города, потому что здесь тонко стоит вопрос баланса сохранения и возведения новых застроек. Если памятники архитектуры не будут жить нормальной жизнью, они «умрут». Досадно, но для многих жителей Саратова они являются не больше чем ветхой застройкой с множеством коммунальных проблем. И здесь появляется дилемма между интересами конкретных жильцов и города в целом. Причем одно другому не противоречит, если разобраться. И уже имеются примеры таких подходов. Например, приведение в порядок бывшей колбасной фабрики на пересечении улиц Октябрьской и Челюскинцев. Здание было в аварийном состоянии, но пришел инвестор, укрепил постройку, отреставрировал фасад, и теперь оно заиграло по-новому.
Для исторического города понятие уместности вхождения в контекст общей застройки очень важно. Если его нет, получаются «ляпы». Взять для примера те же высотки. Очевидно, что разноэтажные «зубья» уродуют центр. С архитектурной точки зрения их место там, где существуют многофункциональные узлы, и они работают на открывающуюся панораму города - это либо «въездные ворота», либо новые жилые комплексы на периферии. В отношении центральной части должны быть разработаны строгие правила застройки, определяющий внешний вид и высоту зданий. К слову сказать, высотные ограничения есть во многих крупнонаселенных городах, взять, к примеру, тот же Париж, где историческая часть не превышает 24-х метров, или Санкт-Петербург…А в Швеции так и вовсе предпочтение за малоэтажными строениями. Как бы то ни было, любой город должен быть скроен по человеку, и пребывание в нем должно быть максимально комфортным. Здесь следует иметь в виду и мощенные плиткой тротуары, и аккуратные и чистые фасады, и зеленые насаждения, и многое другое из того, что создает горожанам хорошее настроение и ощущение уюта. Как говорил античный теоретик архитектуры Витровий: «Польза, прочность, красота» - это неотъемлемые составляющие любого строительного объекта или комплекса.
Что же касается Саратова, его жизнь на сегодняшний день в большей мере сосредоточена в центре: здесь и жилые многоэтажные дома, и многочисленные офисы, и зоны отдыха. На первый взгляд, такая планировка очень выгодна, но в то же время порождает массу известных проблем.
Все упирается в средства
- Самой актуальной из которых является перегруженность центра. Строительство высоток в исторической части неминуемо влечет за собой увеличение пассажиропотока. А маленькие улочки города лишь усугубляют ситуацию. Одно время группа активистов выступала за строительство метро. Это осуществимая идея?
- Ветки метрополитены были заложены еще в генплане города, но до сегодняшнего дня реализацию проекта тормозит недостаток финансовых средств. Другим решением задачи является строительство объездной железной дороги, способной разгрузить центральную часть.
Очевидно то, что транспортную проблему породило время. Известно, что в Саратове появилась первая пешеходная зона в России и стоит отдать ей должное уже потому, что она появилась раньше, чем знаменитый московский Арбат. Недаром в 1985 году она была удостоена Государственной премии и по сей день является своеобразным брендом города на Волге. Мы вправе гордиться своей пешеходной зоной ничуть не меньше, чем старинными особняками.
Искусство королей
- Виталий Викторович, а если в целом: молодежь интересуется архитектурой? Насколько эта специальность востребована в наши дни?
- Я бы сказал, что не меньше любой другой профессии строительной отрасли. Ребята охотно разрабатывают всевозможные проекты по устранению существующих в городе проблем, будь то пресловутые заторы или потребность Саратова в питомнике для животных. Как ни крути, но эта работа на опережение, пусть даже не всегда финансово осуществимая, зато полезная для последующей реализации. Другое дело, что по окончании саратовского вуза многие ищут воплощения своих идей в более перспективных городах, что не удивительно, потому что архитектура не что иное, как искусство королей, требующее значительных денежных затрат. Но, справедливости ради, я бы отметил, что при наличии таланта можно достичь не меньшего результата даже в условиях дефицитного бюджета.
Смотрите также:
- Архитектор Вячеслав Цой: «Парков в городе катастрофически не хватает, а горпарк слишком камерный» →
- «А что здесь было до меня?». Виктор Семёнов - о Саратове старом и новом →
- Причём тут Саратов? Краевед - о туризме и коллективизме →