Часы Сочинской олимпиады уже ведут обратный отсчет. На международном празднике кроме спортсменов и волонтеров нашу область будет представлять Собиновский фестиваль. По словам Юрия Кочнева, главного саратовского дирижера, это почетная миссия.
В предвкушении сюрпризов
Татьяна Волченко, АиФ-Саратов: Юрий Леонидович, за всю историю фестиваля дирижировать на спортивном Олимпе вам еще не доводилось. Поделитесь предчувствиями.
Юрий Кочнев: Такое, действительно, возможно. Но спортивная тематика вряд ли будет фигурировать в нашей программе. Будет логичнее включить в нее отечественные шедевры второй половины XIX века - ведь как-никак грядет Год культуры. Поэтому планируем выступать под эгидой Золотого века русской музыки. Будут исполнены как всемирно известные шедевры Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Танеева, так и редко звучащие их произведения. Одно из них - опера «Князь Игорь», которую зритель не слышал, по меньшей мере, лет десять. Саратовцы увидят её в постановке Андрея Сергеева, которого знают по опере «Евгений Онегин». Но кроме оперной премьеры ожидается премьера балетная. Это «Раймонда» Глазунова. Думаю, что Кириллом Симоновым (а он знаком нам по «Дон Кихоту» и «Сну в летнюю ночь») будут привнесены в балет свежие «нотки», присущие современной хореографии.
В афише очередного фестиваля также намечены оперы «Орестея» Танеева, «Садко» Римского-Корсакова. Таким образом, работа театра в этот сезон направлена на воссоздание лучших произведений отечественной классики. В числе сюрпризов - джазовый коллектив из Франции, балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского в исполнении гастролеров.
- Продолжая тему балета, нельзя оставить без внимания новый проект театра. В этом году перед саратовской публикой блистали танцоры с мировыми именами...
- Да, этот проект позволил саратовцам познакомиться со звездами отечественного и зарубежного балета, что называется, поближе. Но кроме него в середине декабря состоится Парад теноров, посвященный памяти Энрико Карузо, в содействии с фондом «Таланты мира». В прошлом году совместно с ним был организован концерт, посвященный памяти Федора Шаляпина. Он был продублирован в Колонном зале Московской консерватории и имел большой успех.
- Саратовцы идут в ногу со временем...
- Это так. Все, что в культуре является новым, интересным, оно так или иначе привлекает наше внимание. Думаю, что произведения, которые мы представим в Год культуры, не оставят равнодушными горожан.
Для тех, кому за 40?
- Но при всем уважении к опере и балету создаётся впечатление, что на спектакли ходит в основном взрослая публика. Как сделать, чтобы у классики появился молодой зритель?
- Не согласен с тем, что в зале присутствуют лишь те, кому за 40. Уже не первый год мы практикуем премьерные показы студентам. И нисколько не преувеличу, если скажу, что молодежь смотрит спектакли с интересом. Во всяком случае, не слышно, чтобы шуршали фантиками и цокали кнопками телефонов.
Да, классике трудно соперничать с попсой и шансоном. Но это не значит, что серьезное искусство напрочь забыто. Приведу пример. Перед открытием текущего сезона мы провели мероприятие «Ночь в опере». На концерт, который состоялся далеко за полночь, пришли те, кто в другое время в театр вряд ли бы заглянул. Зрительный зал едва вместил всех желающих. Театр должен идти навстречу публике. Но делать это надо не за счет упрощения репертуарной политики. Постановки должны соответствовать тому художественному уровню, который не разочаровал бы зрителя.
- На Западе классику раскручивают по образцу шоу-бизнеса. Вас не задевает то, что оперные голоса звучат в шоу-проектах, а балет показывают в 3D-кинотеатрах?
-Нисколько. Что плохого в том, чтобы посмотреть образец спектакля в записи? Благодаря таким показам есть возможность увидеть зарубежных танцоров... Где вы еще познакомитесь с их творчеством, если не в Париже, Риме или Лондоне? Но не каждому такое по карману! Существенный минус таких просмотров в том, что снятый на пленку балет никогда не произведет такого впечатления, как «живой».
- Так или иначе, но это привилегия столиц, областных центров... А как же глубинка?
- Увы, но вывезти репертуарные спектакли мы не можем. Не потому что не хотим, а потому что нет возможности. Спектакль не может состояться без сцены, оркестра, света, декораций. Для этого нужна площадка, аналогичная той, на которой мы выступаем. Понятно, что другого театра оперы и балета в области нет, и вряд ли он появится в ближайшее время. Но поскольку мы живем в XXI веке, то стараемся по мере возможности приобщить жителей райцентров к живому искусству. Наши солисты выезжают с концертными номерами в районы, иногда нам удается поставить в РДК даже балетные спектакли.
- Классика сегодня «держится» в основном на грантах. Не страшно за её завтрашний день?
- Нет. Он просматривается весьма перспективно. Заметьте, что в стране растет число театров, симфонических оркестров. Говорить о том, что классика выживает или доживает, я бы не стал.
- В Год культуры ожидаете дополнительную финансовую поддержку?
- Мы довольны тем, что имеем. Недавно получили грант на творческие проекты. Всё упирается в финансирование материальной части спектаклей.
- В прошлом году Счетная палата выявила большую разницу зарплат у руководящего состава и актеров. Ситуацию взялась исправить специально созданная комиссия. Удалось?
- Диспропорцию выровняли благодаря корректировке смет и увеличению денежного фонда театра.
В поиске подработки
- На Западе искусство живет на правах фриланса, там нет укомплектованных трупп. А у нас если артист не числится в штате, он, значит, безработный. Саратовские артисты имеют возможность гастролировать с сольными номерами по стране?
- Индивидуальных гастролей очень мало, но все же бывают. Так уж в России сложилось: театры стационарные, репертуары соответственно тоже. Вырвать артиста из сверстанного графика работы очень сложно. Сейчас рассматриваем возможность по обмену репертуарным опытом с одним из московских театров. Но все опять же упирается в деньги. Выезд спектакля - это по меньшей мере 220 человек (здесь и оркестр, и балет, и хор, и обслуживающий персонал). Получается накладно.
- Мы живем в эпоху, когда «новое», будь то авто, телефоны, телевизоры или что-то другое, стало главным в сфере потребления. А в классическом искусстве существует «охота» на новые имена?
- Новые имена - это естественная смена поколений. Одни артисты уходят, другие приходят. За последние два года в театр принято 7 выпускников нашей и иногородних консерваторий. Что касается нового с точки зрения репертуара, то традиционный оперный зритель, как правило, больше любит произведения, которые ему известны. Одно дело «Кармен», другое - «Бандиты». Во время малоизвестных постановок в зале чувствуется напряжение. Поэтому произведения современных авторов реже появляются на нашей оперной сцене и не задерживаются в репертуаре надолго. Жизнь производит естественный отбор. Так же и в современной музыке: многое создается, но не многое останется на века.
Досье
Юрий Кочнев родился в 1942 году. Народный артист РСФСР (1990), лауреат Госпремии РФ (1995), действительный член Российской Академии Искусств, профессор, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой оперной подготовки и оперно-симфонического дирижирования (1985) СГК им. Л.В. Собинова. С 1975 г. - главный дирижёр, а с 1991 г. - худрук Саратовского академического театра оперы и балета, где осуществил более 50 постановок. С 1986 г. - организатор ежегодного Собиновского музыкального фестиваля.
Смотрите также:
- Оперу упростить нельзя. Стоит ли подстраиваться под вкусы публики? →
- Леонид Сметанников: Саратову не хватает памятника Лидии Руслановой →
- Ю. Кочнев. О мастерстве, дирижерской палочке и культуре →