Куда ушли сиротские деньги?

   
   

В этом году государство, кажется, основательно озаботилось проблемами детей, и особенно тех, кто с малых лет остался без родителей. Только саратовским опекунским семьям легче пока не становится. Дети растут, а взрослым приходится с трудом выбивать для них сиротские деньги.

Обещанного три года ждут

Судьба восьмилетнего Руслана могла сложиться трагично. Мать - наркоманка со стажем - отказалась от сына при родах. Глава семейства разделял с любимой пагубную страсть и не мог помочь малышу. К счастью для мальчика, за его воспитание взялась бабушка Тамара Васильевна. Потеряв сына, она вложила всю душу в воспитание внука. Сейчас Руслан живет обычной для ребенка жизнью - в этом году пошел в школу, осваивает новый компьютер, занимается музыкой и спортом, вместе с бабушкой ходит на спектакли, цирковые представления и концерты.

Все это время воспитывать внука в одиночку 68-летней пенсионерке Тамаре Васильевне было нелегко. Ее скромной пенсии на жизнь не хватало. Мальчик подрастал, расходы росли с каждым днем - семья стала нуждаться. Опекунское пособие, которое положено им по закону, приходится отвоевывать, обивая пороги бесчисленных инстанций. По подсчетам Тамары Васильевны, ее внук только в 2004 году недополучил более четырех тысяч рублей. При ее пенсии в 2 тысячи рублей эти деньги кажутся целым состоянием.

- Я уже обошла все инстанции. Осталось только написать президенту, - говорит Тамара Васильевна. - Так я и сделаю, если в ближайшее время вопрос не решится. Местные власти отстранились от нашей проблемы. В мэрии меня уговаривают еще потерпеть. Но мы с Русланом ждем три года! Можно, конечно, обратиться в суд. В таком случае свои деньги мы получим. Но ведь чиновники обобрали не только нашу семью. Наверное, кто-то должен выступить в защиту интересов всех пострадавших?

Задолженность - сотни тысяч рублей

Когда городская прокуратура провела проверку, стало ясно, что пенсионерка Зеленкина, действительно, лишь одна из многих пострадавших опекунов. Задолженность властей перед такими семьями измеряется сотнями тысячами рублей. В Ленинском районе сироты недополучили более 717 тысяч рублей, в Волжском - 487 тысяч, в Октябрьском - 417,4 тысячи, в Кировском - 55,7 тысячи.

Опекуны оказались заложниками неразберихи, связанной со сменой законодательства. До 2004 года полномочия по выплате опекунского пособия лежали на органах местного самоуправления и выплачивались из бюджета города. Но с начала 2005 года, со вступлением в силу нашумевшего 122-го закона, эта обязанность ушла в ведение области. Сотни семей Саратова не получили тогда пособия за декабрь 2004 года. Сиротские деньги просто тихо "уплыли" в неизвестном направлении. Средства, выделенные из бюджета области в январе 2005, пошли на уплату долга, который так и тянется до сих пор. Опекуны чувствуют себя обманутыми и ищут правду.

Помощник прокурора города Ольга Коннова рассказала корреспонденту "АиФ - Саратов", что в администрацию города на имя Николая Романова внесено представление. До конца февраля городские власти должны принять решение - вернуть опекунам "потерявшееся" пособии с учетом индексации, или нет.

Если так пойдет и дальше, Саратовщина вполне может стать наглядной иллюстрацией того, как любые, даже самые благие начинания центра, обречены на провал на местах. Из-за нерасторопности отдельных людей свои крохи не получают сироты - самые незащищенные представители общества. Недавно областная прокуратура в ходе проверки обнаружила "существенные недостатки" в работе ГУ "Централизованная бухгалтерия образования", направляющего деньги опекунам. Из-за "неправильного указания реквизитов" в ноябре-декабре этого года люди лишились более 730 тысяч рублей. В лидерах списка - Ленинский район Саратова (более 380 тысяч), Балаковский (188) и Лысогорский (95) районы. Из-за ошибки в написании фамилии одна семья из Балакова не получала опекунских денег в течение четырех месяцев. Столько времени не хватило бухгалтерам, чтобы разобраться, как же все-таки она пишется.

Смотрите также: