Примерное время чтения: 7 минут
358

Социолог Марина Елютина: «Сталкиваемся со всеми видами неравенства»

АиФ-Саратов № 43. "АиФ-Саратов" 22/10/2014

Незащищённая часть страны

Наиля Кязимова: Марина Эдуардовна, действительно ли бедных людей становится меньше?

Марина Елютина: Социологические исследования показывают некую «позитивную» динамику: если в начале 2000-х годов 70-80% населения находилось в состоянии бедности, то теперь называют другие цифры - от 40 до 60%. Но ведь это очень большой процент! Понятие «бедные» стало заменяться понятием «малообеспеченные», а суть осталась прежней.

Бедность в России - массовое застойное явление. И если человек находится в состоянии бедности более двух лет, то в 75% случаев он из этого состояния выбраться уже не может.

Самая незащищённая часть населения - пожилые люди. Виной тому несовершенство пенсионной реформы. Среди пожилых людей мы наблюдаем различные практики сберегающего поведения, благодаря которым они умеют чётко планировать бюджет, контролируя свои расходы. Пенсионеры внимательно следят за системой цен и не жалеют сил и времени для того, чтобы посетить те магазины и рынки, где цены чуть-чуть ниже. Они бережно относятся к имуществу: реставрируют старые вещи, находя им в хозяйстве новое применение. За счёт такой экономии средств и вещей даже при незначительных доходах пожилые люди умудряются существовать и помогать своим родным и близким.

- Помимо людей пенсионного возраста, кто ещё находится на пороге бедности?

- Многодетные и неполные семьи, а также семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями. При приёме на работу и при сокращении штата решающую роль зачастую играет не уровень профессионализма, а возраст и пол.

В группу риска попадают люди предпенсионного и пенсионного возраста и женщины, у которых уже есть ребёнок (или они планируют его завести). В обществе сложился стереотип, согласно которому молодая женщина с ребёнком ассоциируется с множеством всяких проблем: дитя будет постоянно болеть, и женщину придётся кем-то заменять...

Стереотип существует и в отношении пожилых людей, чей возраст ассоциируется с болезнями и с тем, что человек просто не будет справляться с работой. У работодателей в приоритете молодые сильные мужчины. Несмотря на принятый закон, запрещающий отказывать в приеме на работу в зависимости от возраста и пола, дискриминация такого рода продолжает существовать. Работодатель с лёгкостью обходит закон, придумывая новые объяснения. И пока власть декларирует всеобщее равенство, мы сталкиваемся со всеми видами неравенства, в том числе по полу и возрасту.

Что с работой, что без

- Итак, в зоне риска оказываются пожилые люди, малообеспеченные семьи и люди, лишившиеся работы…

- И наиболее важное в этой проблеме заключается в том, что бедными остаются работоспособные и работающие люди. Вот это парадокс сегодняшнего дня: человек работает, и он бедный!

Эта ситуация связана с политикой распределения и перераспределения доходов. В России есть регионы, в которые вкладываются средства, и есть регионы, из которых средства забираются. По этой причине существует территориальное неравенство. Образовались регионы с плохо развивающимся рынком, где очень трудно найти работу по профессии и предлагаются заработные платы размером ниже прожиточного минимума. При такой оплате труда теряется и смысл в работе.

- А наш регион относится к какой категории территорий - развития или застоя?

- Какие-то изменения в лучшую сторону в последние годы можно отметить. Благоустройство города, создание инфраструктуры, расширение зон отдыха для населения… Но малый и средний бизнес развивается плохо, уровень зарплат по-прежнему оставляет желать лучшего, наблюдается скрытая безработица. В последнее время стали чаще проводить ярмарки вакансий, но это малоэффективно. Регион не понаслышке знаком с феноменом хронической безработицы.

Через пару месяцев после того, как человек теряет работу и не может найти другую, его психологический профиль личности изменяется. Потребности сворачиваются, и хронически безработного уже всё устраивает: какие-то случайные заработки, хождение в гости, чтобы подкрепиться, существование за чужой счёт, малочисленные контакты, минимальная активность… Такой человек ни на что не претендует и ничего не хочет, его страшит сама работа, поскольку он привык к другому ритму жизни.

- Как же уменьшить число бедных в стране?

- Во-первых, необходимо бороться с неравенством работающих, существующими в обществе стереотипами. Во-вторых, улучшать качество благосостояния людей, зависящих от социальной поддержки государства. Речь идёт о пожилых людях, инвалидах, многодетных семьях и так далее. Пока средства, которые им выделяются, недостаточны. Нужна сильная социальная политика в соответствии с той задачей, которая поставлена в Конституции, - созданием социального государства. А для этого требуется пересмотреть политику распределения и перераспределения средств. Один из скрытых ресурсов борьбы с бедностью - создание условий для того, чтобы пожилые люди могли продолжить свою трудовую деятельность в первые годы после выхода на пенсию. Сегодняшние молодые пенсионеры - это люди, которые встретили перестройку в возрасте 30 лет или чуть старше. Они не смогли ещё в полной мере реализовать свой потенциал.

Общественные тенденции

- Сегодня много говорят о среднем классе. На ваш взгляд, он существует в России?

- По-прежнему сохраняется большая дистанция между очень богатыми и бедными людьми. Появление среднего класса вполне закономерно, поскольку он выполняет в обществе очень важные стабилизирующие функции. Но, на мой взгляд, такого класса в России пока нет.

Можно лишь говорить, что он находится на стадии формирования. В обществе есть определённый слой, который занимает промежуточное положение между богатыми и бедными. Эти люди имеют необходимый для среднего класса экономический капитал (стабильный доход, вероятность карьеры) и капитал человеческий (знания, навыки). Но этот слой очень разнороден, в нём отсутствует важный классообразующий признак - самосознание.

- Говорят, население сегодня тратит деньги словно перед кризисом. Виной тому 90-е годы?

- Различные кризисы, естественно, сказываются на потребительских практиках. Актуализируются некие страхи и опасения. Социальная память подталкивает запастись на чёрный день, чтобы при наступлении кризиса иметь возможность хотя бы в первое время обеспечивать себя и своих близких необходимыми продуктами и вещами. Такая тенденция, действительно, наблюдается в повседневной практике наших соотечественников. Стремительно меняющийся мир заставляет человека приспосабливаться к постоянным рискам - экономическим, политическим, экологическим… Запускается механизм самосохранительного поведения.

И это неплохо, если человек не впадает в крайности, делая лишние запасы, которые никогда не пригодятся.

- А как вы относитесь к тому, что многие люди «увязли» в кредитах и живут в долг?

- Как к естественному механизму повседневной жизни. Жизнь в долг тоже мотивирует человека к тому, чтобы работать, искать какие-то пути развития и выходы из сложной жизненной ситуации. Человек должен стремиться к лучшему, ставить перед собой цели, достигать их, а после ставить новые. Кредит - это атрибут современной цивилизационной жизни, который позволят индивиду развиваться, а не стоять на месте. Но положительный результат возможен только при условии, что человек правильно взвешивает свои силы и ответственно подходит к заключению тех или иных финансовых сделок.

Досье: Марина Елютина родилась 4 марта 1956 года. В 1978 году окончила СГУ имени Н.Г. Чернышевского по специальности «Психология». С 1980 по 2011 год работала в СГТУ имени Ю.А. Гагарина. В 1984 году получила степень кандидата философских наук, в 1998-м - доктора социологических наук. В настоящее время заведует кафедрой социологии социальной работы СГУ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах