Новый облик для Саратова создают по проекту Московского института «Стрелка». В частности, избавить саратовцев от навязчивой рекламы призван единый стандарт, разработанный специалистами «Саратовгражданпроекта», бюро «SNOU Project» и мастерской «АрхиБум» для уличных вывесок.
Согласно стандарту, вывески должны будут висеть в «зеленой зоне», высота букв ограничена (50 сантиметров). Допустимы любые шрифты, но не должно быть подложек и лайтбоксов, то есть любых обводок. Размер самой рекламной вывески должен быть в пределах 50 на 80 сантиметров.
Большие перемены на проспекте Кирова происходят сравнительно недавно, но саратовцы уже успели их оценить.
Эльшаду Рагимову, руководителю одного из магазинов, нравится новый стиль проспекта: «Так лучше, а то бардак был, кто как хотел, так и устанавливал вывески. Реклама должна быть оформлена в одном стандарте, это правильно, аккуратно и солидно. Наши посетители говорят, что стало красивее!»
Наталья Никитина, гостья города, устала от броской рекламы и считает, что предприниматели поступают верно, подстраиваясь под единый стиль. «Здания быстрее разглядим, - шутит собеседница - Я была в Праге, у них это тоже запрещено. Они – за здания, можно сказать, оберегают их».
Роман Чеботарев приветствует позитивные перемены в облике проспекта, в том числе реставрацию фасадов и обустройство новой пешеходной зоны. А вот из-за прежних уличных вывесок, по его мнению, архитектурное богатство было не так заметно: «Отвлекает. Город красивый, старинные здания. Реклама оттягивает внимание на себя».
Надо отметить, что сейчас на главной пешеходной улице города нередко наблюдается следующая картина: старые вывески владельцы сняли, а новыми еще не обзавелись. Но такой вид фасадов сиротским никак не назовешь, скорее, создается впечатление «умытых» домов, замерших в ожидании чего-то нового.
А вот над входом в танцевальную студию «Yes!» новая вывеска красуется уже две недели. Руководитель студии Наталья Алекперова признается, что в начале «большой переделки» испытывала противоречивые чувства: «На самом деле изначально у меня было мнение, что будет не очень хорошо, если все будет одинаковое. Мы занимаемся творчеством, развивая танцевальное движение в городе, и привыкли выделяться. Мы растем, в ассортименте студии много интересных направлений для взрослых и детей, и быть заметными для нас крайне важно».
Но все изменила прогулка по обновляемому проспекту. «Некоторые места стали прямо очень хорошими. Раньше вообще не обращали внимания, что какие-то дома есть», – улыбаясь, отмечает Наталья. - Фраза «смотри, какой дом!» повторялась не единожды. Здания еще подкрасили, «подосвежили» фасады, выделили лепнину. Впервые заметили, что некоторые дома вообще оказывается в мозаике. Проспект принял сказочный, «пряничный» вид!»
Наталья Алекперова уверена, качество наружной рекламы нужно повышать: «Кто во что горазд - тоже не есть хорошо. Есть очень ужасная, вот совсем ужасная уличная реклама, и все равно лепят! Если все будет выдержано, может быть, будет получше».
Приведение рекламных вывесок к единому стандарту – далеко не единственное направление проекта обустройства областного центра. Но эти первые перемены в исторической части города, восстанавливающие целостность восприятия архитектуры, мы видим уже сегодня.