б особенностях построения своего бизнеса, связанного с лошадьми, нашему изданию рассказала директор конного клуба «Золотая подкова» Наталья Струсь.
Чем помогла семья?
- Наталья, почему вы занялись таким непростым делом, как организация конного клуба?
- Прежде всего потому, что это наш семейный бизнес. Мы занимаемся лошадьми уже на протяжении трех, а если включить и моих детей - четырех поколений. Дедушка был конюхом в совхозе Тепличный. Потом это дело перешло по наследству моему отцу. В конце 80-х годов держали большое хозяйство, использовали лошадей для работы, но денег не хватало, и папа начал подрабатывать. Катал желающих на лошадке в парке имени Гагарина в Комсомольском поселке. Со временем оказалось, что спрос на общение с лошадьми очень большой, и на семейном совете было принято решение строить бизнес в этом направлении. Сначала были только две лошадки для прогулок по лесу. Затем многие наши гости стали обращаться за помощью в обучении верховой езде. Так родилась идея создания конного клуба. Развиваться было непросто.
Большим подспорьем стало то, что вся наша семья готова была работать над общим делом. Нас в семье четверо детей. Пять лет назад я возглавила этот семейный бизнес, уже имея успешный опыт предпринимательской деятельности. У меня еще есть развитый развлекательный бизнес, я организую торжественные события, провожу детские праздники. Однако работа над конным клубом «Золотая подкова» стала основной. Лично я считаю, что в итоге ничего не потеряла, а только выиграла во всех моих направлениях зарабатывания денег.
Сколько стоит?
- Насколько тяжело начать свое дело в этой сфере?
- Прежде всего вы должны все очень хорошо просчитать, создать грамотный бизнес-план. Лучше будет, если вам поможет в этом опытный наставник. Кстати, областной бизнес-инкубатор и центр «Мой бизнес», который работает по программе нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», может помочь начинающим предпринимателям с грамотными консультациями. Поддержку этой инициативы осуществляет министерство экономического развития региона.
Создание конного клуба - весьма затратное мероприятие. Даже если вы вложите деньги в покупку лошадей или пони, то нужно сразу прогнозировать расходы на ежедневный уход за животными. Стоимость непородистой лошади начинается примерно с 70 тысяч рублей. Около двух тысяч рублей в день обходится содержание. Это не только корм, но и ковка, и другой уход. Нужно понимать, что работать с животными должны специалисты. У нашего клуба есть небольшое преимущество в том, что мы экономим на наемных работниках, когда можем что-то делать сами.
К примеру, мой брат - ветеринар. Он может лошадь подковать. Эту процедуру нужно проделывать один раз в 40 дней. К этому нужно добавить расходы на постройку удобной конюшни и создание комфортных условий. Сейчас в нашем конном клубе содержатся двенадцать лошадей.
- В каком направлении планируете развиваться?
- Основная база клуба находится на территории частного подворья, что, конечно, не всегда удобно. Поэтому хотелось бы перенести свою деятельность на другой, более приспособленный участок. Поэтому потихоньку стараемся приобретать землю. Это нужно, к примеру, для того чтобы был удобный плац для верховой езды.
Где взять деньги?
- Откуда берете деньги на развитие?
- В основном развиваемся за счет собственных средств, однако используем время от времени другие инструменты, которые предлагает государство. Не очень давно брали субсидию по программе министерства экономического развития региона в размере 300 тысяч рублей. Считаю, что нужно использовать разные возможности.
- Многие бизнесмены говорят о том, что в России непросто получить кредитные средства. Это так?
- Прежде всего необходимо очень осторожно относиться к заемным средствам. Нужно внимательно все просчитать, чтобы весь ваш доход и вся ваша энергия не ушли на уплату долга и процентов. Но, к примеру, система поддержки малого и среднего предпринимательства, которая существует в бизнес-инкубаторе, поддержка микрокредитования - очень интересный финансовый инструмент. Мы сами сейчас собираем документы, чтобы получить эти средства. Попробуем, как работает. Совет - начинать нужно с малого, с небольшой суммы в 50 тысяч рублей.
- Ранее вы говорили об областном бизнес-инкубаторе, а самим приходилось обращаться туда за помощью?
- Нас часто приглашают на мастер-классы по развитию бизнеса. Непосредственное общение и обмен опытом между предпринимателями - это здорово! Выездные бизнес-миссии очень понравились. Современное поколение предпринимателей совершенно не такое, как в 90-е годы. Для продвижения товаров и услуг активно используются социальные сети. Главное - не упустить возможности, которые предлагают современные технологии. Меняется стратегия управления, меняются модели управления, и в этом бизнес-инкубатор может очень помочь.
Сейчас время для стартапов. Для активной молодежи, которая хочет и готова заниматься бизнесом, есть различные площадки вроде «Точки кипения» в СГТУ, где ребятам помогают формировать собственные бизнес-проекты. Многие даже в 14 лет открывают бизнесы на гранты Росмолодежи. Патентная система очень интересная.
Если у тебя есть интересная идея, ты можешь обратиться, и тебе подскажут и помогут ее воплотить в жизнь, дадут наставника. Повторюсь, когда мы начинали, этих возможностей не было. Утонешь или поднимешься - все зависело только от тебя.
Мой бизнес - семейный, и эту форму сейчас активно поддерживает государство. Торгово-промышленная палата предлагает сделать патентную систему для такого вида предпринимательства и сформировать дополнительные виды поддержки. Есть понимание, что семейный бизнес - это основа для создания предпринимательских династий. Своих детей я уже с малых лет ориентирую на этот вид деятельности.
- Важно ли развивать малый бизнес в России?
- Очень важно. Нельзя все время ориентироваться только на экспорт углеводородов. Во всем мире экономика состоит из множества предприятий малого бизнеса. Небольшие предприятия вносят большой налоговый вклад в экономику. За малым бизнесом - будущее.