
Как рождается звук
В прошлом Александр - мастер художественной ковки. Сейчас он изготавливает музыкальные инструменты. После окончания учебы в училище искусств пошел работать. Несколько лет трудился кузнецом - создавал металлические предметы быта. Когда захотелось большего, попробовал сделать первые гусли - струнный щипковый музыкальный инструмент.
«Начинал делать для себя, как хобби, - вспоминает Александр. - Как музыкант, создавал не просто инструмент, а мелодию. Она звучала в голове, и я попробовал сделать подходящий для воспроизведения музыки инструмент».
Вот уже более полутора лет бывший мастер по металлу стругает дерево и режет струны. За это время Александр создал несколько гуслей, лир, гитар, виолончель с веретенообразным корпусом и множество других инструментов. Есть в коллекции и смычковой гудок, который был особенно распространён в XVII-XVIII веках.
В среднем изготовление одной струнной модели занимает от двух до четырех недель. Порой сроки могут сдвинуться из-за различных форс-мажоров: нет подходящего дерева, струн и многого другого.
«Некоторые инструменты в России попросту не знают, как делать, и мастер сам определяет, какими они должны быть, - поясняет гость редакции. - Например, колесная лира. Доступной информации не хватит, чтобы сделать хороший инструмент, ну а именитые мастера очень неохотно делятся нюансами, и каждый начинающий сам определяет, по какому пути идти. В результате получаются свои звук и авторская работа. Дерево же выбирается общепринятое - обечайки твердых пород, кленовые задние деки (деталь струнного инструмента, которая передаёт колебания от струн воздуху, делая звук намного громче, чем издаёт струна сама по себе. - Ред.) и грифы, еловые или подходящие хвойные для верхних дек. Но это неприменимо к нетрадиционным инструментам. Мои гудки-виолончели, например, веретенообразные, лучше всего звучат с тонкими ясеневыми деками тангенциального распила. Всё это ищется методом подбора, на один и тот же инструмент по очереди ставятся разные деки и грифы».
Связь поколений
В наше время электронное звучание занимает твердые позиции в музыке. Даже не имея специального образования, можно создавать мелодии при помощи компьютерных программ. Именно это и побуждает Александра изготавливать свои инструменты.
«Сейчас людям это нужно, - считает мастер. - Благодаря старинным инструментам понимаешь, как рождается звук, и чувствуешь связь поколений».
Кроме изготовления славянских струнных инструментов, Александр выступает в нескольких коллективах, в которых мастер не только играет на гитаре, но и солирует.
Во время концертов Александр пока не использует свои инструменты. Но, может быть, в будущем солист напишет произведение, которое будет сопровождаться гуслями.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть