Примерное время чтения: 3 минуты
963

Из кузнецов в музыканты. Мастер из Саратова создаёт старинные инструменты

Александр Лозяков / Из личного архива

Как рождается звук

В прошлом Александр - мастер художественной ковки. Сейчас он изготавливает музыкальные инструменты. После окончания учебы в училище искусств пошел работать. Несколько лет трудился кузнецом - создавал металлические предметы быта. Когда захотелось большего, попробовал сделать первые гусли - струнный щипковый музыкальный инструмент.

«Начинал делать для себя, как хобби, - вспоминает Александр. - Как музыкант, создавал не просто инструмент, а мелодию. Она звучала в голове, и я попробовал сделать подходящий для воспроизведения музыки инструмент».

Вот уже более полутора лет бывший мастер по металлу стругает дерево и режет струны. За это время Александр создал несколько гуслей, лир, гитар, виолончель с веретенообразным корпусом и множество других инструментов. Есть в коллекции и смычковой гудок, который был особенно распространён в XVII-XVIII веках.

В среднем изготовление одной струнной модели занимает от двух до четырех недель. Порой сроки могут сдвинуться из-за различных форс-мажоров: нет подходящего дерева, струн и многого другого.

«Некоторые инструменты в России попросту не знают, как делать, и мастер сам определяет, какими они должны быть, - поясняет гость редакции. - Например, колесная лира. Доступной информации не хватит, чтобы сделать хороший инструмент, ну а именитые мастера очень неохотно делятся нюансами, и каждый начинающий сам определяет, по какому пути идти. В результате получаются свои звук и авторская работа. Дерево же выбирается общепринятое - обечайки твердых пород, кленовые задние деки (деталь струнного инструмента, которая передаёт колебания от струн воздуху, делая звук намного громче, чем издаёт струна сама по себе. - Ред.) и грифы, еловые или подходящие хвойные для верхних дек. Но это неприменимо к нетрадиционным инструментам. Мои гудки-виолончели, например, веретенообразные, лучше всего звучат с тонкими ясеневыми деками тангенциального распила. Всё это ищется методом подбора, на один и тот же инструмент по очереди ставятся разные деки и грифы».

Связь поколений

В наше время электронное звучание занимает твердые позиции в музыке. Даже не имея специального образования, можно создавать мелодии при помощи компьютерных программ. Именно это и побуждает Александра изготавливать свои инструменты.

«Сейчас людям это нужно, - считает мастер. - Благодаря старинным инструментам понимаешь, как рождается звук, и чувствуешь связь поколений».

Кроме изготовления славянских струнных инструментов, Александр выступает в нескольких коллективах, в которых мастер не только играет на гитаре, но и солирует.

Во время концертов Александр пока не использует свои инструменты. Но, может быть, в будущем солист напишет произведение, которое будет сопровождаться гуслями.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах