Игра слов
- Марина Игоревна, расскажите, как прошёл конкурс. Сложно ли было победить?
- Конкурс, конечно, не лёгкий. На первом - заочном - этапе оценивались наши личные сайты и написанные нами эссе на тему «Я - учитель», в которых мы рассуждали о своей профессии, её роли в обществе. На очных испытаниях каждый из конкурсантов презентовал себя, рассказывая о своей работе и достижениях.
Затем всё сказанное нужно было подтвердить на практике - провести открытый урок на заданную тему в незнакомом классе. Времени на подготовку предоставлялось мало. На следующем испытании шло обсуждение актуальных проблем образования за круглым столом. Шесть участников конкурса вышли в финал, где каждому предстояло провести мастер-класс. Победу я посвятила своему учителю английского языка Ольге Викторовне Кудряшовой.- Чем же ваши уроки отличаются от других?
- Стараюсь больше внимания уделять устной речи учащихся. Поскольку недостаточно просто читать и переводить тексты, необходимо практиковать говорение и аудирование, чтобы школьники могли применять немецкий язык в жизни. Тогда, приехав в страну изучаемого языка, человек не растеряется и сможет поговорить с иностранцем: услышать и понять чужие мысли, выразить свои.
Также всячески стараюсь приобщить детей к творчеству. Устраиваю на уроках различные мастерские по написанию рассказов и стихотворений на немецком языке. Мы, конечно, работаем не с классическими формами поэзии, а с теми, где скорее важен ритм, игра слов, нежели рифма. Стихотворение можно создать буквально из 10-11 слов. Подобные задания придают детям сил и вдохновения. Кроме того, работаем с мультфильмами и короткометражными фильмами - как документальными (страноведческими, например), так и художественными.
В погоне за результатом
- Сегодня существует несколько способов изучения иностранного языка: по учебникам, книгам, фильмам... Одни люди записываются на курсы, другие прибегают к самоучителям. На ваш взгляд, что эффективнее?
- Если говорить о группе, то в ней не должно быть более 10-12 человек. Иначе у учителя не будет возможности работать с каждым учеником, применить индивидуальный подход. Крайне важна системность. При недостатке времени язык можно учить и по 15-20 минут, но ежедневно. И обязательно повторять уже пройденное. Нельзя выучить какой-либо материал, забыть про него на пару месяцев, а потом снова к нему вернуться. В этом случае знания не будут усвоены. И, конечно же, необходимо помнить, что главная цель изучения языка - научиться общаться.
Нельзя сводить обучение к механическому заучиванию слов и текстов, которые забудутся через несколько дней. Необходима практика. И в этом плане много возможностей сегодня предоставляет Интернет. Есть прямой доступ к иноязычным сайтам, газетам, литературе, фильмам, музыке. Полезно и общение с носителями языка. Ведь речь устная заметно отличается от языка классического, который мы изучаем в школах, вузах или на курсах. Таким образом, только максимальное погружение в иностранный язык даст эффективный результат.- В наше кризисное время многие задаются вопросом: «Зачем нам изучать другие языки, если в силу субъективных причин не все имеют возможность поехать за границу?»
- Некоторые профессии, помимо профильного диплома, требуют знания иностранного языка. Пригодится это знание и в обычной жизни. Даже в своём городе мы можем встретить иностранцев, которые попросят помощи, зададут вопросы. Важно знать иностранные языки и любителям зарубежной литературы. Каким бы хорошим не был переводчик, текст всё же теряет некий смысл и видоизменяется при переводе. Именно поэтому ценители литературы так стремятся прочесть то или иное произведение в оригинале, полностью погрузиться в художественный мир автора.
Кроме того, в нестабильное экономическое и политическое время очень интересно следить за тем, что говорят про нас иностранцы. Любопытно почитать газеты на иностранном языке и узнать, как у них представляется та или иная новость. Язык - это прямой доступ к первоисточникам, ключ, который открывает любые двери. Я всегда говорю ученикам и их родителям: мы не знаем, как повернётся жизнь и какие задачи перед нами будут стоять. Сегодня мы думаем, что эти знания нам никогда не пригодятся, а завтра возникнет необходимость в их применении.
Кто в классе главный?
- А современные ученики, они какие?
- Более активные, чем были мы. Побегав на перемене, они не могут успокоиться и на уроках. Они очень любознательны. Но не всегда проявляют эту черту там, где нужно. Школьники вырастают в мире компьютерных технологий, Интернета, большого потока информации - того, чего не было у нас. Они любят задавать вопросы, не на каждый из которых можно сразу найти ответ.
Изменились и формы взаимодействия с учениками, способы подачи материала. Раньше преобладала фронтальная форма обучения, когда главным в классе был учитель, а ученики выполняли задания, по очереди отвечали на вопросы. Современный же урок предполагает активное использование групповых форм работы и работы в парах. Ученики советуются друг с другом, и если возникают вопросы, задают их учителю. Педагог как бы отходит на задний план, становится помощником и партнёром, который помогает сориентироваться в материале.- Какие положительные и негативные стороны видите в современной системе образования?
- Школьники сейчас сильно загружены. Выбрав профиль и настроившись на продолжение учёбы в конкретном учебном заведении, они отдают предпочтение тем предметам, которые пригодятся при поступлении. И многие ошибочно полагают, что в дальнейшем не столкнутся с общеобразовательными предметами. Поэтому я всегда стараюсь привлечь их внимание к иностранным языкам, которые придётся учить и сдавать в любом колледже и вузе. Для некоторых это становится большим открытием!
Что касается учителей, то им сегодня ничто не мешает творчески подходить к делу, привносить что-то своё. На конкурсе я внимательно наблюдала за участниками, и мне понравились буквально все. Потому что каждый интересно представлял свой предмет, используя передовые технологии. И в этом смысле можно сказать, что образование изменилось в лучшую сторону. Но в полной мере эффективным оно станет только тогда, когда дети, родители и учителя начнут понимать, что мы учимся не для оценок или сдачи экзаменов, а для успешной жизни.
Досье: Марина Носачева родилась 26 октября 1986 года в Саратове. В 2003 году окончила школу № 12, в 2008 - Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. С 2010 года работает в МОУ «СОШ № 94».