Иски прокурора являются, пожалуй, самой эффективной мерой для того, чтобы заставить руководителей предприятий, организаций, ведомств устранить нарушение. Но иногда справиться с проблемой не помогают и они.
Кто виноват в том, что в регионе плохие дороги, часто ли УК нарушают закон и какие претензии у правоохранительных органов к чиновникам, рассказал прокурор Саратовской области Владимир Степанов.
В интересах жителей
- Дороги в области откровенно плохие. Об этом знает уже вся страна, что подверждают рейтинги, сюжеты в федеральных СМИ. Можно ли заставить дорожные компании качественно ремонтировать трассы, а чиновников следить за их состоянием?
- По данным Госавтоинспекции, практически каждое третье ДТП в этом году произошло из-за неудовлетворительных дорожных условий. Наглядная иллюстрация! И результаты наших проверок показывают: контроль за обеспечением сохранности дорог - неэффективный. Собственники дорог не ремонтируют проблемные участки. Приходится их заставлять в судебном порядке. С начала года по дорожным поводам направили 781 иск, 372 уже удовлетворены. Комитет дорожного хозяйства области обязали привести в порядок 26 автодорог в 12 районах области, - в том числе в Аркадакском, Балаковском, Балашовском... Судебные решения являются обязательными для исполнения всеми органами и должностными лицами. Так что за состоянием дорог мы и дальше будем следить пристально.
- Проблема ЖКХ волнует жителей области даже больше, чем ямы в асфальте. Как можно бороться с нечестными УК?
- В судебном порядке. С начала года управляющие организации незаконно начислили плату за ЖКУ на сумму более 39 миллионов рублей. На данный момент удалось вернуть 15 миллионов 200 тысяч. Возбуждено 14 уголовных дел. Если говорить о примерах, в Ершовском районе УК ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство Ершова» самовольно установило плату за услугу «содержание и ремонт жилья». Аналогичных примеров множество.
Вопросы к власти
- Не менее остро стоит вопрос переселения жителей области из ветхого и аварийного жилья. Можно ли заставить власти расселить людей из старого жилфонда?
- В Саратовской области признаны аварийными и непригодными для проживания 1366 домов. Большая часть из них находится в Саратове (415 домов) и в Энгельсе (433 дома). В них проживает 23 тысячи человек. И потому решением этого вопроса власти должны заниматься целенаправленно! На протяжении последних лет в прокуратуру обратились сотни человек за защитой своих жилищных прав. Условия их проживания не просто некомфортны. Продолжая проживать в таких домах, люди вынуждены ежедневно подвергать риску свое здоровье и саму жизнь. И здесь мы действуем исключительно в интересах жителей. Саратовской прокуратурой в 2011 году направлено в суд 670 исков, обязывающих администрацию Саратова предоставить жилплощадь горожанам, проживающим в ветхих и аварийных домах. В 2012 г. в суд предъявлено уже 689 таких исков, за 5 месяцев 2013 года - 166. Это, кстати, наказ президента: на апрельском совещании Владимир Путин поставил задачу в ближайшее время переселить всех жителей аварийных домов в новые квартиры.
- А что касается размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, ведутся ли проверки по госзакупкам?
- В этом году в сфере госзакупок уже было выявлено 662 нарушения закона. Практически во всех проверенных нами органах власти и учреждениях обнаружены факты несоблюдения требований законодательства в сфере размещения заказов. Один из примеров: директор МУК «Турковский районный Дом культуры» без проведения открытого аукциона заключила договор с ООО «СтройМаксСервис» на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания Дома культуры, стоимость которых составила 4,5 млн рублей.
Суд смягчился
- Волну негодования у саратовцев часто вызывают решения суда в отношении виновников ДТП. По сути, серьезных тюремных сроков по громким авариям нет. Может быть, следовало бы ужесточить российское законодательство?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проследить, как менялось российское законодательство, устанавливающее уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкие последствия. Если до 1997 году виновнику аварии грозило наказание от 3 до 15 лет лишения свободы (при этом нахождение водителя в состоянии опьянения учитывалось как отягчающее наказание обстоятельство), то в 1997 году меру смягчили - от 4 до 10 лет. В 2003 году ответственность за такое преступление была еще более смягчена. В результате этих изменений егодня дело обстоит так: если водитель не был в состоянии опьянения, то ему за ДТП, повлекшее смерть нескольких лиц, грозит от 2 месяцев до 7 лет лишения свободы. Прокуроры и суды при определении наказания должны руководствоваться законами Уголовного кодекса. Правом законодательной инициативы прокуратура, в том числе Генеральный прокурор РФ, не обладают. Вместе с тем после ряда громких ДТП в Москве со стороны некоторых депутатов Государственной Думы звучали предложения ужесточить ответственность за нарушение правил дорожного движения. Будет ли это реализовано на практике, покажет время. Я бы лично эту инициативу поддержал.
Кстати, в нашей области имеются примеры применения УК, как говорится, «по всей строгости закона». Например, в Ртищеве бывшего сотрудника ОВД Анфиногенова, по вине которого погибли 4 человека, осудили на 8 лет лишения свободы с лишением права управления транспортным средством на 3 года.
Досье
Владимир Степанов родился в 1964 году в Иркутске
26 февраля 2008 года возглавил прокуратуру Саратовской области
До этого занимал должность 1-го заместителя восточно-сибирского транспортного прокурора.
Ранее работал заместителем прокурора города Иркутска, заместителем прокурора Свердловской области.