Результаты проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Нарушения закона вскрыты как на стадии установления тарифов, так и их применения организациями жилищно-коммунального комплекса.
В деятельности региональных органов тарифного регулирования все еще имеют место факты установления незаконных, экономически необоснованных тарифов, включения в тарифы неоправданных расходов, превышения устанавливаемых Федеральной службой по тарифам предельных максимальных уровней тарифов. Речь идет о республике Дагестан, Бурятии, Ставропольском крае, Архангельской, Магаданской, Саратовской, Челябинской областях.
В деятельности органов местного самоуправления также имеет место установление тарифов с превышением предоставленных им полномочий в республиках Адыгея, Калмыкия, Алтайском, Забайкальском, Пермском, Ставропольском краях, Астраханской, Волгоградской, Нижегородской, Омской, Ростовской областях, зафиксированы также случаи установления тарифов в отсутствие муниципальных инвестиционных программ, как это происходило в Ивановской, Курганской, Магаданской, Оренбургской областях.
Имеются случаи нарушения порядка и сроков введения в действие принимаемых тарифов, как в республиках Бурятия, Ингушетия, в Амурской, Ивановской, Курской, Ульяновской, Челябинской областях.
Более того, зачастую в муниципальных образованиях отсутствуют органы тарифного регулирования и соответствующая нормативная правовая база, как это происходит в республиках Бурятия, Ингушетия, Астраханской и Саратовской областях.
Наряду с этим управляющие компании продолжают совершать действия по завышению правомерно установленных тарифов.
Например, только в результате принятых прокуратурой Заводского района Саратова мер реагирования в адрес обслуживающей организации ООО «Стройкомплект» жителям указанного района произведен перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение на сумму более 5 млн рублей.
По требованию прокуратуры Якутска Республики Саха управляющими компаниями прекращена незаконная практика взимания с граждан дополнительных платежей за кассовое обслуживание.
В ходе проверки прокурорами выявлены нарушения законодательства при создании товариществ собственников жилья, связанные с несоблюдением порядка и процедуры проведения общих собраний собственников жилья по созданию ТСЖ, фальсификацией и подделкой подписей собственников жилых помещений, необеспечением сохранности документов о проведении собраний.
Например, решением Бабушкинского районного суда Москвы удовлетворены требования прокурора о признании незаконным решения общего собрания собственников дома о создании ТСЖ «Снежная, 14-2». Незаконно созданное ТСЖ ликвидировано. Подобные факты не единичны.
Всего в 2010 году прокурорами в сфере ЖКХ выявлено более 94 тысяч нарушений закона, внесено свыше 21 тысячи представлений, на незаконные правовые акты получено более 5 тыс. протестов, предъявлено около 21 тысячи исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 5 тысяч лиц, должностным лицам объявлено свыше 12 тысяч предостережений, а правоохранительными органами по инициативе прокуроров возбуждено более 140 уголовных дел.
С учетом актуальности рассматриваемого вопроса надзор за исполнением законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального комплекса, а также защита и восстановление прав граждан в сфере тарифов на услуги ЖКХ остаются под постоянным контролем Генеральной прокуратуры Российской Федерации.