Примерное время чтения: 8 минут
257

Почему православные такие?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. «Аргументы и Факты - Саратов» 01/05/2013

Как случилось, что самый большой православный праздник превратился в банальное застолье? Стоит ли наказывать людей за малодушие и можно ли искупить грехи пожертвованиями?

На эти и другие вопросы в преддверии Пасхи еженедельнику ответил священник Максим Плякин.

Повод для застолья?

- Близится Светлое Христово Воскресение. Но поскольку идея православного праздника в современном обществе практически утрачена, многие воспринимают Пасху как повод для застолья.

- Действительно, отношение к празднику разное: от церковного понимания до повода собраться за столом и выпить. Для христиан Пасха - это стержень всей жизни. Было бы отрадно, если бы люди, затронутые христианской традицией, воспринимали Пасху не только как красный день календаря, а как христианское торжество. Но, к сожалению, практика показывает: тех, кто участвует в пасхальной жизни, гораздо меньше тех, кто участвует в пасхальном отмечании. Днем в Великую Субботу люди приносят освятить пасхальные куличи. Но сам чин освящения пасхальных яств - всего-навсего церковное оформление завершения Великого Поста, это благословение на вкушение непостной пищи, и оно изначально происходило не до, а после пасхальной службы. Когда же люди, не соблюдавшие пост и, возможно, не собирающиеся праздновать Пасху как религиозный праздник, приходят за благословением пасхальной пищи, возникает вопрос: ради чего они пришли?

- Сейчас многие церковные праздники перешли в ранг светских. Можно ли дать обратный ход случившемуся?

- Вернуть ощущение конкретного христианского праздника можно с помощью просвещения: чтобы Богоявление не превращалось в праздник гадания в крещенский вечерок, чтобы Пасха не была только синонимом покрашенного яйца. У наших современников относительно церковных праздников зачастую - самое причудливое представление. Казалось бы, есть книги, Интернет, но почему-то люди не способны эту информацию воспринимать?

- Активное возведение храмов и открытие церковных приходов в области тоже должны способствовать этой задаче...

- Мало возвести храмовые стены, нужно чтобы в эти стены пришли люди. По статистике, опубликованной в январе, ситуация выглядела пессимистично: в храмы на Рождество Христово пришли всего 1% жителей области.

«Неугодный» закон

- Сегодня много говорят о милосердии, что не мешает воровать иконы и с любопытством разглядывать фотографии окровавленных людей и животных. Эта тенденция имела место до настоящего времени, и будет ли она, при существующем раскладе, давать о себе знать в будущем?

- Я не пророк и не провидец, поэтому заглядывать в будущее считаю делом неоправданным. Но, на мой взгляд, попытки людей выразить свое неприятие церкви предпринимались и ранее. Допустим, произошедшее в Киеве в августе прошлого года заявлялось как акция в поддержку «Пусси Райат», - на самом деле обернулось спиливанием Креста, установленного не православными, а католиками. Это наглядно показало, что людьми движет не антипатия к Русской Православной Церкви, а ненависть ко Христу. Ведь крест постарались уронить таким образом, чтобы он упал распятием вниз. Человек с неатрофированным чувством уважения к окружающим и к их вере никогда так не сделает. Мы увидели демонстративное попрание добрососедского сосуществования людей в одном обществе. И это гораздо более тревожная вещь, чем возможное оскорбление религиозных чувств. Если люди разучатся мирно жить бок о бок друг с другом (а у нас, на Нижней Волге, это особенно актуально, поскольку по нашей области можно составлять карту и национальностей, и религиозных воззрений жителей нашей страны), то это может в определенный момент привести к «взрыву».

И здесь же следует отметить: когда речь заходит о милосердии и нравственных ценностях применительно к абстрактной общности, это разговор в пустоту. Необходимо, чтобы эти ценности каждый человек применял сам к себе. Тогда станет понятно, что окровавленные трупы на экране телевизора, поваленные кресты и публичное оскорбление религиозных чувств окружающих людей несовместимы с делами милосердия. Надо прислушиваться к голосу собственной совести, а не к молве.

- Недавно хотели принять закон о наказании за оскорбление чувств верующих. Насколько это необходимо и реально?

- На мой взгляд, основной проблемой в этом законе будет отсутствие четких формулировок. Сама по себе идея понятна, и ее стоит приветствовать, но не в контексте, что я - верующий и мои чувства могут быть оскорблены, а в целом: публичное оскорбление веры людей, на мой взгляд, недопустимо вне зависимости от того, кому оно может быть адресовано. Пока же в нашем законодательстве нет четкого критерия идентификации именно оскорблений, говорить об этом преждевременно. Можно критиковать религиозные убеждения, а можно переходить на личности - где грань? Закон моментально создаст уязвимую правовую ситуацию.

От грехов не откупиться

- Считается, что богатые, имея большие деньги, могут откупиться от грехов. Так ли это?

- Откупиться от грехов нельзя, какими бы великими пожертвования не были. Но церковь никогда не отталкивала от себя людей: ни бедных, ни богатых, для нее нет различия между олигархами, ездящими на мерседесах, и бедняками, просящими милости у храма. Если Евангелие говорит, что богатому трудно войти во врата Царства Божия, это вовсе не означает, что ему войти туда совсем невозможно. Человек, обремененный серьезной финансовой ответственностью, естественно, будет меньше времени отдавать своим духовным потребностям. Это его образ жизни. И он с трудом будет находить путь к духовному совершенству. И мы, как правило, не знаем, что значат пожертвования для человека, приносящего их: первый шаг на пути к Богу и реальному изменению самого себя или попытка откупиться. Христианство учит, что освобождение от греха начинается с личного покаяния. Если человек готов меняться, то количество золота в его закромах не будет иметь принципиального значения.

- А насколько возросло число желающих очистить совесть? И можно ли это сделать в церкви?

- Для этого установлено таинство примирения, внешний образ которого- - исповедь. Для человека - это путь очищения от греха. Но расхожая фраза: «Батюшка, во всем грешен» - еще не покаяние. Человек должен понимать, какой грех владеет им, а потом начинать его преодоление.

- С недавних пор школа активно занялась воспитанием толерантности, уважения религиозных чувств окружающих людей. Как на это смотрит церковь?

- Человек обязан знать свою религиозную традицию, но кроме этого должен знать о том, какие религиозные традиции существуют рядом с ним, тем более, что на территории области проживают народы, среди которых очень много мусульман.

Проблема обычно возникает не в идее, а в реализации. Кто будет рассказывать об основах православной, исламской культуры? И как это будет выглядеть? Ведь как в свое время заметил протодиакон Андрей Кураев, мало знать во что христиане веруют-: нужно еще рассказать, во что они не верят. Рассказать, что христианство несовместимо с гаданиями и походами к целителям, с равнодушием к вере... Когда даже учитель об этом не знает, в головах учеников появляется каша. Это касается основ православной веры, но у мусульман была та же проблема, о чем говорил муфтий Духовного управления мусульман нашей области Муккадас-хазрат Бибарсов. Другой яркий пример: в учебниках по светской этике обнаружились оккультистские призывы... Это говорит том, что должен быть контроль со стороны «профильных» учреждений - и со стороны Церкви, и со стороны государства.

Досье: Максим Евгеньевич Плякин родился в 1978 году в Саратове. Окончил физический факультет СГУ и Саратовскую духовную семинарию. Священник Русской Православной Церкви. Много лет занимается церковной историей XX века.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах