Примерное время чтения: 3 минуты
289

Во время и после войны

АиФ-Саратов № 13. "АиФ-Саратов" 25/03/2015
Наиля Кязимова / АиФ

За скудным столом

«Рисовать я начал ещё в детстве. Моя мама умерла, когда ей было 22 года, и отец женился повторно, - рассказывает Александр Куприянович. - Мачеха меня очень любила. Заметила, что я рисую тайком, и отвела в саратовский Дворец пионеров. Года полтора-два я туда походил, и началась война. Мне тогда было 13 лет. Отец сразу ушёл на фронт, воевал под Сталинградом. Первые два года я работал токарем на заводе, а после уехал к тётке в Астрахань.

В 1944 году оказался в степи. Отколовшиеся от армии немцы тогда шли от Астрахани после разгрома. Сколачивались в банды по 10-15 человек и грабили население, чтобы выжить. Нас, восьмиклассников, собрали, снарядили винтовками и отправили на лошадях их разгонять. Два месяца мы ездили по той страшной степи. И одного школьника убило то ли пулей шальной, то ли кто-то выстрелил из камыша. На эту тему я написал картину «В ковыльных степях» - прощание с другом.

Всё говорило о том, что приближается конец войны. Об этом много писали в газетах. 9 мая 1945 года мы с друзьями рыбачили на Волге. Услышав, как в Саратове всё загромыхало, мы сразу поняли: кончилась война! Нахлынуло чувство радости. Тогда повсюду был страшный голод, и люди встречали Победу за скудным столом, на котором были горбушка хлеба да бутылка - и больше ничего.

Вернулся из Астрахани и сразу пошёл в Саратовское художественное училище. В 1946-1947 годах в здании ещё не топили, приходилось работать в телогрейках. Махнёшь кистью - и тут же вода в стакане покрывается льдом. Окончив училище, отправился в Союз художников. Постепенно стал участвовать в выставках, работать в Домах творчества «Паланга» и «Академическая Дача»».

В отсутствии мастерской

«Раньше художники жили хорошо. Существовала договорная система, - продолжает Александр Гродсков. - Мы предлагали темы, показывали заказчикам эскизы, заключали договоры. А сегодня я не представляю, как живёт творческая молодёжь. Многим приходится совмещать живопись с работой: полдня в одном учреждении, полдня - в другом. А в прежние времена мы месяцами работали над одной картиной. Теперь художники мало общаются между собой, мастерские практически не работают. Заказов нет. Лишился мастерской и я, сижу дома. А в квартирных условиях как работать? Холст размером в полтора метра на два уже нельзя написать.

Кстати:
Часть работ Александра Гродскова находятся вне Саратовской области - в Московском Манеже и в частной галерее Италии.

Сам я парень деревенский, родился в селе Красный Яр. И очень люблю природу, много написал пейзажей. Поэтому несколько лет назад недалеко от своего места рождения купил домик на реке Иргиз в маленькой деревушке. И как только наступает апрель, уезжаю туда. Там я и рисую, деревня помогает. Раньше на Иргизе жил и зимой. Тогда хорошо рубил дрова, мог протопить дом, и мне это нравилось. Сейчас здоровье уже не то, и с наступлением осенних холодов я возвращаюсь в город».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах