aif.ru counter
24

Чего ждать от цен?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Саратов 06/10/2010

Картофель - из Египта, гречка - из Китая

- Дмитрий Владимирович, после резкого подорожания ряда продуктов питания закономерен вопрос: цены достигли своего предела? Или это было лишь началом?

- Думаю, все самые плохие опасения, которые обоснованно были вызваны засухой и неурожаем, уже сбылись.

Как вели себя цены на основные продукты питания? Мясная продукция, например, по сравнению с прошлым годом подорожала на 1%, хлебобулочные изделия - на 4%.

Самое большое повышение произошло на овощи - на 30-50% подорожали картофель, капуста, лук, морковь. Но дальнейшего скачка цен на эту категорию товара мы не прогнозируем.

По остальным продуктам рост цен по итогам года будет в пределах 8% инфляции.

Ситуацию по тому же картофелю, урожайность которого серьезно пострадала практически по всему Поволжью, может исправить такая мера правительства страны, как снижение импортных пошлин. Если раньше к нам завозили корнеплод из Египта по 25 рублей за кг, то теперь он будет стоить 22 рубля.

Аналогичная ситуация и по гречневой крупе, поставщиком которой может стать Китай. Конечно, импорт рассматривается как подстраховка. Картофель сегодня поступает в регион и с Урала, и из Тюмени, из Белоруссии. Новый урожай гречки скоро придет с Алтая.

- Не раз повышение цен объясняли возникшим ажиотажем. Но ведь люди видели в магазинах совершенно пустые полки...

- Судите сами: на пике панических настроений килограмм муки стоил 25-30 рублей. Сегодня - от 12 до 20. Гречка продавалась по 60-70, сейчас – от 40 до 50 рублей. И главное - продукты есть и в магазинах, и на ярмарках.

Конечно, если кому-то спокойнее, когда у него есть запасы крупы, овощей, это можно понять. Но никакого дефицита не будет. По тем продуктам, которые не производятся в нашем регионе - морская рыба, чай, соль, рис - обеспечиваются стабильные поставки и предпосылок их удорожанию нет. Рис, например, даже подешевел на 15%.

Как не «заморозить» рынок?

- Какие меры, на ваш взгляд, со стороны властей могут реально повлиять на рынок торговли?

- Надо понимать, что напрямую вмешиваться в эту отрасль госорганы не могут. Если мы будем приходить к производителю или продавцу и диктовать цены, они просто уйдут из региона туда, где им выгоднее работать. В торговле должна быть конкуренция.

И вот здесь правительство принимает ряд мер. Например, в сетевых магазинах появляются социальные полки - основные продукты продаются по минимальной наценке, открываются социальные магазины. Таким образом, у покупателя появляется выбор: купить хлеб по 11 рублей, или взять дорогой сорт.

- «Заморозка» цен ситуацию не исправит?

- Эта мера применяется лишь в крайних случаях правительством страны, которое на основании мониторинга цен в ряде регионов устанавливает максимально допустимые наценки.

Что мы можем сделать на своем уровне? Стратегическое направление - привлечение инвесторов. Например, с началом работы в области крупного оператора по производству мяса птицы у нас появится более 70 тысяч тонн продукции в год. Что в результате приведет к снижению цены. То же самое и в торговле. Одна из московских торговых сетей планирует открыть в малых городах области в ближайшие три года более 200 магазинов. При этом она гарантирует снижение цены на 10-15%.

Конечно, принимаются и тактические меры: это и ярмарки, и социальные магазины. Часто мы подсказываем предпринимателям из районов, где взять тот или иной продукт дешевле.

Например, к нам на «горячую линию» поступила жалоба от жителей о резком подорожании куриных яиц. Выяснилось, что все торговцы закупаются у одного производителя. Мы предоставили им 3-4 альтернативных варианта. В результате цена снизилась на несколько процентов.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах