Престиж профессии зачастую связывают с оплатой труда. Если следовать этой логике, выходит, что труд саратовских учителей не настолько уважаем и ценен, как должен быть… На проблему обратили внимание чиновники. Но приведет ли это к конкретным шагам?
Ждут решения
В соцсетях мэр Саратова Михаил Исаев рассказал, что к нему поступили обращения от учителей одной из городских школ. Люди возмущены, что для получения достойной зарплаты им приходится работать по 50-60 часов в неделю при норме учебной нагрузки на одну ставку 18 часов.
«При таком подходе страдает качество образования, ставятся под сомнения инициативы доведения уровня заработной платы педагогов до средней заработной платы по экономике», - пишет чиновник.
Контрольно-счетная палата проверила финансово-хозяйственную деятельность школы, и выяснилось много интересного: руководитель манипулировала численностью педагогических работников и объемом учебной нагрузки. Размер оклада директора и его заместителей (в разное время от 7 до 9 человек) был безосновательно завышен. Эти деньги выплачивались за счет доли фонда оплаты учителей.
Интернет-пользователи тут же посоветовали проверить и детские сады:
«Любимая схема - выписать премию на воспитателя, а потом полностью либо частично забрать ее».
Коррупция и махинации в сфере образования имеют место, но не только ими объясняются невысокие зарплаты учителей.
«У нас как только совещание, так только об этом и разговоры, - рассказал председатель областного профсоюза работников народного образования и науки Николай Тимофеев. - Чтобы педагогу выработать среднюю зарплату по Саратову - 32 тысячи, приходится работать с утра до ночи. По нашим подсчетам, учителя в области в среднем ведут 27 часов в неделю вместо 18. Мы ждем решения Правительства РФ: они планировали разработать новую систему оплаты труда, повысить оклады. Из-за пандемии все замерло».
По его словам, в январе этого года в области не хватало более 400 учителей.
«Здесь добавят - там отнимут»
Учитель английского языка Наталья Базарова указывает, что профессия учителя требует эмоциональной вовлеченности, постоянного взаимодействия с родителями, учениками, другими педагогами, большого количества бумажной работы.
«13-15 тысяч рублей для учителя - это очень маленький доход, он не идет ни в какое сравнение с нагрузкой, - отмечает учительница. - Несомненно, все мы идем работать в школы по призванию и очень гордимся успехами своих учеников, но наш труд должен быть оценен по заслугам».
Учитель математики Татьяна Маслова рассказала, что для того, чтобы зарабатывать в месяц около 30 тысяч рублей, приходится брать полторы ставки, классное руководство, вести кружки и работать на стимулирующие - участвовать в конкурсах, конференциях.
«Если вести ставку, то будешь получать 14-15 тысяч в месяц, на которые не проживешь, поэтому работаем до эмоционального выгорания, - рассказала Татьяна. - Если переведут на оклады, будет то же самое: здесь добавят - там отнимут. Количество учеников в классе должно учитываться: есть разница, сколько детей учишь и тетрадей проверяешь».
При этом учитель признает, что в образовательных учреждениях платят по-разному: в хорошем лицее и сейчас можно рассчитывать на приличные стимулирующие надбавки, которых нет в обычной школе.
Поэтому многие учителя, в том числе в возрасте, уезжают в Москву поработать за хорошие деньги хотя бы временно.