Примерное время чтения: 8 минут
921

За ареной цирка. Об артистах, животных и селе

АиФ-Саратов № 5. "АиФ-Саратов" 03/02/2016
По китайскому календарю 8 февраля наступает год обезьяны.
По китайскому календарю 8 февраля наступает год обезьяны. АиФ

Не по злобе своей

- Иван Георгиевич, как вам российский цирк?

- Если говорить о материальной базе, то есть цирки, которые 40-50 лет не ремонтировались, и они, конечно, в очень неприглядном состоянии. Что касается программ, то зрители сейчас хотят видеть некое целостное шоу, сочетающее в себе элементы циркового, театрального и эстрадного искусств, а не отдельные номера. Таких постановок достаточно. Цирк обновляется. Ни один международный фестиваль без российских номеров не обходится. На западе стоят обычные шапито. У нас же работает единственная в мире, уникальная система циркового конвейера.

- А почему у саратовского цирка нет своей труппы?

- Не может же весь год идти одна и та же программа. Зритель захочет чего-то другого. А где взять? Во всех театрах есть свои труппы, но ведь и там один спектакль не идёт каждый день. Для подготовки новых цирковых номеров, аттракционов нужны специальная база, большие затраты. Поэтому это делают в Центре циркового искусства. Затем Росгосцирк составляет программы и запускает их по конвейеру - по всем 39 стационарным циркам страны. Отработали белые львы Африки у нас в этом году, теперь они приедут в Саратов года через три-четыре.

- Есть у вас любимый номер?

- Не могу сказать. Но из всех видов животных я очень люблю лошадей. И когда их привозят к нам в цирк, ежедневно бываю на конюшне. Лошади - очень умные, понимающие животные. Когда заходишь с подкормкой (сухариками или сахарком), начинают требовать внимания: машут головой, чмокают, стучат по изгороди передними копытами. Всегда реагируют на голос, выполняют команды: «Убери голову», «Подвинься», «Стой спокойно» и другие.

Ещё мне очень нравятся медведи, особенно маленькие. Когда медвежат привозят к нам зимой, мы выводим их гулять во двор, и я с удовольствием играю с ними на снегу! Конечно, это опасно. Они могут укусить или оцарапать (когти у них очень длинные и острые), но делают они это не по злобе своей, а играючи.

Всегда осторожен слон. Он боится причинить кому-нибудь вред и из-за своей неуклюжести порой доставляет много хлопот. Когда привозили слонов Таисии Корниловой, я с ними дружил, даже вином их поил (они его очень любят). И услышав мой голос спустя несколько лет, старшая Ранга меня узнала: затрубила и подтянула хоботом к себе за руку!

- Для дрессировщика животное - член семьи?

- Да. И партнёр по работе. Многие говорят о суровом отношении к братьям нашим меньшим, но этого в цирке нет. Дрессировщик всегда общается с животным как с коллегой. До тех пор пока между ними не будет абсолютного доверия и контакта, работа не получится. Это надо видеть на репетициях, сколько терпения нужно, чтобы животное сделало тот или иной трюк. Оно никогда не выполнит его на насилии.

Животных берут совсем маленькими из зоопарков. Только в исключительных случаях их вырывают из дикой природы. К примеру, белых медвежат ловят в Арктике. И это самый опасный для человека хищник. Бывают случаи, когда дрессировщик надевает на белого медведя намордник, а тот чувствует дискомфорт или опасность и начинает обороняться. А если медведь учует запах крови, он сразу зацикливается на этом. Приходится на время отсаживать его в отдельную клетку, чтобы он забыл о случившемся.

Возможности человека

- Как артисты попадают на арену?

- Существуют цирковые династии: Запашные, Сквирские, Филатовы, Корниловы и другие. Много молодых людей приходят в акробаты и гимнасты из спорта. Также артистов готовят в специальных отделениях циркового искусства. Одно такое есть в нашем регионе - в училище искусств в Марксе. Обычно, если человек приходит в цирк, он сразу им заболевает. У нас есть сотрудники, которые работают несколько десятков лет. Для них цирк - это жизнь. Каждый раз новые программы, другие артисты, животные - такое разнообразие захватывает! Цирк не похож на другие виды искусств.

Как поведёт себя хищник в следующий момент? Что в голове у дрессировщика, когда перед ним рычит лев и распахивает пасть с большими клыками? Как сделать двойное-тройное сальто в воздухе и приземлиться в нужную точку? Зритель переживает и за животных, и за артистов, и за исполнение трюков. За каждым номером - годы тренировок. И когда на арене показывают сверхчеловеческие возможности, ребёнок думает: «А что могу я?».

- В цирке работают люди очень маленького роста. Тяжело им приходится?

- В своей работе они ничем не отличаются от остальных. Они очень трудолюбивы и амбициозны. Когда ставят себе какую-то цель, всегда её достигают. Про себя они говорят: «Мы не лилипуты, мы - маленькие люди с большими возможностями». Так оно и есть! В нашей среде для них не создано особых условий - специальных квартир, транспорта. И когда они приезжают к нам с программой, живут в обычной гостинице. Я - частый гость у них. Понимаю, как трудно им в быту. Но настолько они сами не замечают этого! Только подумаешь помочь, они уже подставили табуреточку, взяли нужную вещь и побежали дальше! Человек высокого роста куда менее поворотлив по сравнению с ними.

Они очень весёлые и гостеприимные. И мы всегда общаемся на равных. В цирковом искусстве маленькие люди овладели всеми жанрами. Работают и живут полноценно. Другое дело, что часть населения по-прежнему относится к ним как к людям, имеющим определённый недостаток. Но это неправильно. От стереотипов пора избавляться!

В ногу со временем

- Сегодня много говорят о закрытии учреждений культуры, сокращении работников. Вы как оцениваете ситуацию?

- Оптимизация необходима. Меняются технологии, и такое количество обслуживающего персонала уже не требуется. Но прежде чем закрывать учреждение и сокращать работников, нужно всё хорошенько взвесить. В нашем регионе, к примеру, за последние три года на 300 киноустановок в районах стало меньше. Но кричать караул из-за этого не стоит. Это были старые плёночные аппараты, которые сейчас уже не выпускают. И фильмы на такие носители давно не записывают. Вопрос в другом: что предоставили людям взамен?

У нас часто всё закрывают автоматически, ссылаясь на нормативы, не думая о том, как это отразится на населении. Если государство сегодня сэкономит на образовании, культуре, медицине, то каких людей оно получит завтра? Если идти таким путём, люди начнут переезжать туда, где необходимые им услуги есть, село вымрет. Но ведь не стояла задача всё сократить. Задача стояла - сделать более комфортное, технически оснащённое, современное, чтобы человек шагал в ногу со временем. Молодёжь должна быть умнее, грамотнее, культурнее нашего поколения.

- На ваш взгляд, сёла нужно сохранять?

- Я считаю, что да. У нас уже был эксперимент с гигантами-совхозами. И привело это к тому, что небольшим деревням перестали уделять внимание: дорог не ремонтировали, школу, почту, медпункты закрывали. Население уезжало, село умирало. Сегодня люди из отдалённых деревень должны иметь возможность воспользоваться услугами, которые есть в центрах. А для этого нужно, чтобы человек в любое время мог из своего посёлка комфортно добраться до нужного места и вернуться обратно. А у нас как? Дороги занесло, и всё - село оторвано от цивилизации!

Я почти три месяца в 2004 году жил в Японии. Ездил туда с гастролирующей программой Росгосцирка. Впечатления остались до сих пор! Мы посещали не только крупные города, но и населённые пункты провинциального типа. Я внимательно присматривался к инфраструктуре. Там созданы все условия. Дороги великолепные: пройдёт дождь, и через две минуты сухо! Применяется специальный асфальт, который впитывает воду как губка. Ездил на трамвае, который чётко едет по заданной программе без водителя. И есть у них машины, меняющие скорость в зависимости от голоса человека: говоришь громче - включается ускорение. Я специально выезжал на один из островков. Добраться до него можно по воде или по мосту. Да, там нет гигантских строений, небоскрёбов, но условия всё те же. И у населения всегда есть возможность добраться до центра. Меня это поразило!

Досье: Иван Кузьмин
Родился в 1957 году в Екатериновском районе Саратовской области. Заслуженный работник культуры РФ. Почётный донор СССР. Председатель комиссии по культуре Общественной палаты Саратовской области. С 1999 года - директор цирка имени Братьев Никитиных.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах