«В Саратов я приехал 25 мая 1975 года. Как сейчас помню, в тот день стояла страшная жара - свыше 30 градусов. Из аэропорта я поехал на служебную квартиру на набережной. На следующий день отправился в театр, и мне очень понравился город - показался уютным», - вспоминает Юрий Кочнев.
Разница в зарплатах
Наиля Кязимова: Юрий Леонидович, какая атмосфера царит сегодня в театре? Есть ли в коллективе разногласия, недопонимание, обиды?
Юрий Кочнев: Творческая жизнь непроста для любого артиста. На каждую партию, как правило, назначаются два-три человека.
- Несколько лет назад разыгрался большой скандал из-за того, что симфоническому оркестру филармонии повысили зарплаты вдвое, а вашему - лишь наполовину. Вы тогда чуть не ушли из театра...
- Я, честно сказать, давно уже забыл об этом. В последнее время ситуация изменилась: мы получили грант на три года, и на этот раз филармония оказалась в более сложном положении. Но нынешнее руководство филармонии тоже нашло какой-то достойный выход. И у нас сейчас практически не бывает ситуаций, когда из-за разницы в зарплатах музыканты переходили бы из одного симфонического оркестра в другой. Мы поддерживаем с филармонией очень хороший контакт. Некоторые музыканты работают одновременно в двух коллективах, и мы этому не препятствуем. Так же, как и не препятствуем возможности наших артистов выступать на сцене других театров России.
С неразвитым вкусом
- Кто он сегодня - поклонник оперы и балета?
- Трудно сказать. Зритель у нас разный. Процент молодёжи среди посетителей оперного театра всегда меньше, нежели в кино, но он есть.
И мы делаем определённые шаги навстречу молодому зрителю: иногда показываем премьеры наших спектаклей студентам одного конкретного института, который и покупает все билеты. Перед таким показом я, как правило, выступаю, говорю немного о спектакле. И очень часто это бывает первая встреча молодых людей с оперным искусством. Ещё не было случая, чтобы такое мероприятие не вызвало интереса. Оперное искусство, высокая поэзия, более сложная литература всё так же живут в обществе, потому что всегда находят свою аудиторию. И даже если заинтересованных зрителей оперы и балета меньше, чем потребителей сериалов, это ничего не значит. Поскольку все люди разные, и каждый должен получить то, к чему он тянется.- Подстраиваетесь ли вы под вкусы публики, создавая репертуар? Учитываете ли так называемый социальный заказ?
- Нет. Мы, в основном, исходим из возможностей нашей труппы на тот или иной момент. Заискивать перед публикой или упрощать репертуар мы не можем в силу того, что великое искусство оперы и балета просто не содержит таких произведений.
Оно не рассчитано на людей с неразвитым вкусом. Мы не стараемся выбирать что-то более доступное. Но есть различные жанры. Так, наряду с оперными спектаклями есть оперетты - более демократичный жанр, который также звучит в театре в исполнении полноценных артистов, владеющих классическим вокалом. А собственно оперу упростить нельзя. Выдающиеся композиторы писали произведения не для того, чтобы угодить публике, а для того, чтобы, прежде всего, через искусство выразить своё отношение к жизни.- Вы обмолвились о потребителях сериалов. А лично вы смотрите телевизор?
- Иногда, когда очень устаю. Чтобы отдохнуть, могу включить телевизор и с любого эпизода в течение 20-30 минут посмотреть что-то детективное. Бывает, что меня это заинтересовывает и я досматриваю передачу или фильм до конца.
В целом, такая пища никого духовно не насытит. Это всё равно, что предложить людям вместо нормальной еды попкорн или леденцы. Но в некоторой мере для того, чтобы отдохнуть и какое-то время не думать и не напрягаться, телевизор иногда можно посмотреть. Сильно заблуждаются те, для кого сериалы составляют всё и кто думает, что таким образом соприкасается с искусством. Потому что к искусству кино, где есть высокохудожественные фильмы выдающихся режиссёров, это никакого отношения не имеет.
Не оглядываться назад
- Не сокращается ли со временем число театров?
- Скорее наоборот. В среднем по России после социалистического периода возросло количество театральных и симфонические коллективов. Хорошо это или плохо, сказать трудно. Больше людей получили работу.
Но в условиях меньшего количества коллективов существуют лучшие из них. Ситуация та же, что и с учебными заведениями: открылось больше консерваторий и институтов, которые дают аналогичное образование, но в результате этого упал творческий уровень. Потому что нет того конкурса, который был раньше, когда за каждое место соревновались 5-6 человек. Сейчас бывает, что на некоторые специальности вообще конкурса нет. Это даёт возможность большему числу людей получить образование, но пропорционально этому падает профессионализм.- Сегодня после просмотра спектакля от зрителей часто можно услышать, что и поют, и играют уже не так…
- Есть различные категории зрителей. И среди любителей оперы встречаются люди старшего поколения, которым кажется, что «Евгений Онегин» сегодня должен звучать и быть оформлен точно так же, как в то время, когда они были детьми. Естественно, что этого быть не может. Потому что идёт развитие, меняется стиль жизни. И к театральным обстоятельствам сегодня предъявляются уже другие требования. Если раньше Ленский и Ольга на сцене могли быть старше пушкинских героев лет на 10-15, то сейчас публике не так легко это вытерпеть. И мы стараемся, чтобы актёры отвечали тем требованиям, которые изначально предъявляет зритель, приходя на конкретный спектакль. В театре постоянно идёт смена поколений, приходит много молодых артистов.
И я не сторонник того, чтобы говорить о том, что когда-то что-то было лучше. Надо жить сегодняшним днём и в настоящем делать всё возможное для того, чтобы дело, для которого ты предназначен, развивалось. Не оглядываться назад и не заглядывать с ужасом вперёд.
Досье: Юрий Кочнев родился в 1942 году. Народный артист России, лауреат Госпремии РФ, действительный член Российской Академии искусств, профессор, кандидат искусствоведения.