Поговаривали о том, что секрет изготовления Саратовской гармошки утерян. Но в новом веке музыкальный символ региона обрел вторую жизнь. Об этом рассказал «АиФ - Саратов» гармонист Дмитрий Шефер.
«У всех загорелись глаза»
- В 2010 году, когда я учился на втором курсе колледжа производственных технологий при СГТУ, к нам пришли представители регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, - рассказывает Дмитрий. - Сказали, что открывается кружок по изготовлению гармошки, в который может пойти любой желающий. Набралось нас около 20 человек.
Сначала нам долго рассказывали про инструмент, потом показывали, как на нем играть и из чего он состоит. Когда сказали, что теперь и мы будем учиться делать такой же, у всех загорелись глаза. И каждый тогда думал, что много таких смастерит.Но со временем мы стали понимать, что работа эта долгая и кропотливая. В течение первого года большинство из собравшихся ребят ушли. Первую свою гармошку я мастерил больше года. Другие ученики возились столько же. Проучился я два курса и ушел в армию. По возвращении узнал, что региональное отделение общества охраны памятников заключило договор об изготовлении гармоник с одной из мебельных компаний. Современные технологии позволили запустить саратовскую гармонику в серийное производство. Мне это показалось интересным, и я включился в работу. На мебельном производстве сообща мы собирали вначале по 3-4 инструмента в месяц, затем по 5-6, и так дошли до 15.
Играть же на гармошке нас учили только поначалу. И за время службы, признаюсь, играть я совершенно разучился. Но позже познакомился с гармонистом Артемом Дробышевым. У него был сломан инструмент, и я предложил обмен: я починю гармошку, а он меня научит играть. Так мы подружились и сыгрались.
Трудности на пути
- Сегодня молодые люди быстро теряют интерес к изготовлению гармошек, - продолжает Дмитрий Шефер. - Нас, молодых мастеров, осталось всего пятеро. Хоть и понимаешь, что занимаешься нужным делом, но стимула ведь никакого нет.
А между тем саратовская гармошка - символ региона, и нужно способствовать его продвижению. Без господдержки мы не справимся.Существует и такая проблема, как высокая цена гармошки. Новый сувенирный инструмент стоит порядка 50 тысяч рублей, концертный - около 100-150 тысяч. Приобрести его могут, к сожалению, не многие. Сейчас мы думаем над тем, как сделать товар дешевле, чтобы люди смогли его покупать. Ведь на сувенирном инструменте так же, как и на концертном, можно играть. Он отлично выглядит. А как звучит - аж душа радуется! И некоторые ансамбли сегодня выступают, играя на сувенирном инструменте. Несмотря на трудности, останавливаться мы не собираемся. Приложим все силы, чтобы наша саратовская гармошка не ушла в небытие.