-Я долгое время работала бухгалтером в частной фирме, - вспоминает мать двоих детей Наталья, - затем предприятие ликвидировали, и я очутилась на улице. Найти работу оказалось делом хлопотным - зная о маленьких детях, мне отказывали под разными предлогами. К тому же в это время я находилась на втором месяце беременности, о чем честно предупреждала работодателя. И хотя мое самочувствие позволяло трудиться наравне со всеми, они крутили пальцем у виска или открыто потешались над моей наивностью. "Кому ты кроме мужа нужна со своим животом?" - эта фраза начальника отдела кадров стала для меня последней каплей. Большего унижения я не испытывала никогда.
Хочешь работать - делай аборт?
Наталья рассказала корреспонденту "АиФ-Саратов", что в одной из контор ей решили дать шанс, предложив должность бухгалтера с испытательным сроком. "Но по трудовому законодательству беременных женщин обязаны принять без какого-либо испытания", - попыталась узаконить свои права молодая мама. На что ей резко и грубо ответили: "Раз такая грамотейка, пошла вон на улицу. Захочешь работать, сделаешь аборт".
Сегодня тема материнства - номер один в стране. Но, оказывается, только на бумаге и с трибун чиновников, призывающих женщин рожать. На деле же получается, что беременные и кормящие молодые мамы одни из самых незащищенных категорий граждан.
Как пояснил корреспонденту старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере облпрокуратуры Сергей Кузнецов, за отказ в найме беременной женщины или женщины с ребенком до трех лет или за необоснованное увольнение таких женщин предусматривается и уголовная ответственность. Согласно ст. 145 УК РФ за это грозит штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда. К тому же, работодатель по требованию кандидата обязан в письменной форме объяснить причины отказа в приеме на работу. И если человек считает, что его подвергли дискриминации, он имеет право обратиться в суд. Однако подобная практика с подачей исков на работодателей ничтожна мала. Это связано и с несовершенством действующего законодательства. Предприимчивые сотрудники отделов кадров нашли лазейку - они заявляют, что впервые видят того или иного гражданина на своем предприятии - "она никогда не проходила у нас собеседование", и доказать обратное очень трудно.
Выгнать с пузом "по собственному желанию"
В трудовых договорах множества компаний указывается пункт, обязывающий женщину в течение трех-пяти лет не уходить в декретный отпуск. Нарушившей это правило сотруднице незаконно указывают на дверь. "Интересное положение" ставит беременных в жесткие рамки.
- Я и из декретного отпуска вышла досрочно, - вспоминает Екатерина, менеджер по подбору персонала одной из саратовских фирм. - Только год дома отсидела с ребенком. Мне позвонили и поставили перед фактом: или под сокращение попадешь, или выходи на работу, место никто держать не будет. Зная трудовое законодательство в совершенстве, я понимала, что сделать это очень легко. Хорошо оплачиваемую должность терять не хотелось. Пришлось нанимать гувернантку.
По словам начальника отдела Госинспекции труда в Саратовской области Владимира Жилинского, уволить женщину "в положении" работодатель не может. Пункт 1 статьи 261 Трудового кодекса выразил этот запрет весьма четко. Беременных женщин (даже при их согласии) запрещено направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также использовать их на тяжелых работах (ст. 96, 99, 253 ТК).
В открытую никто из работодателей и не идет на конфликт с законом. Но в лучшем случае беременных просто терпят до момента ухода в декретный отпуск, а в худшем - требуют написать заявление об увольнении по собственному желанию. Или вынуждают это сделать. Путей много. Учитывая, что от 40 до 60% заработной платы выплачивается сегодня неофициально, доход будущей мамы резко падает ровно на эту величину.
- Помню, начальник открыто мне заявил, что не будет пускать меня на работу, пока я не напишу заявление об увольнении по собственному желанию, - рассказывает ныне безработная жительница поселка Приволжский Марина. - Два месяца подряд я брала свой офис штурмом. За это мне заплатили только "белую зарплату" - в 1800 рублей. На просьбу перевести меня на работу с меньшей нагрузкой отказывали - заставляя по 6 часов в день сидеть за компьютером. В итоге я решила плюнуть на все и поберечь собственное здоровье и здоровье своего малыша. В суд подавать не стала из-за тех же причин.
За сверхурочную работу платить не обязаны?
"Погорельцы" требуют компенсации
Каждый второй работающий саратовец против еженедельной зарплаты
Каждый десятый саратовец требует повышения зарплаты
Кто стоит за забастовками таксистов? Активистов мало заботят интересы людей