После триумфального прыжка Ильи Захарова с трамплина в Лондоне саратовцы стали чаще интересоваться спортом. Чем «дышит» эта отрасль в родной области? И когда «залатают брешь», образованную в 90-х годах? Что мешает возродить добрые традиции футбола, академической гребли, которыми некогда славился наш город?
Своим мнением по этому поводу с «АиФ - Саратов» поделился директор областной спортивной школы «Надежда Губернии», серебряный призер олимпийских игр в Пекине Сергей Улегин.
Эстафету некому передавать?
- Говоря о спортивном Саратове, мы, с одной стороны, не без гордости констатируем наличие олимпийских призеров и чемпионов, а с другой - не без сожаления - неважную базу подготовки. Кандидатка на олимпийски игры в Сочи Юлия Тимофеева тренируется в Москве, потому что у нас нет бобслейной трассы; озеро Сазанка, где оттачивает свое мастерство участница лондонской Олимпиады Наталия Лобова, обмелело и заросло камышом…Не обидно за коллег по цеху?
- Состояние многих спортивных «цехов» действительно оставляет желать лучшего. Но вместе с тем наметились положительные перемены. Водогребная база «Олимпия» уже перешла из частных рук в областное управление спортом. Нового хозяина обрел и стадион «Спартак», вокруг которого было много шума: это единственное место в Саратове, где могут тренироваться конькобежцы. Уже не за горами тот день, когда будет дан старт возведению лыжного стадиона с трассами и стрельбищем. А вот по поводу отделения спортивной акробатики на частном стадионе «Сокол» пока затрудняюсь что-либо сказать. Хотелось бы верить, что 150 человек продолжат там свои занятия.
Когда в лихие 90-е приватизировались заводы, перепрофилировались детские сады и спортивные площадки, никто не думал, сколько усилий понадобится на восстановление утраченного. На чемпионатах Европы и мира спортсмены выступали «по накатанной», а когда пришло время передавать эстафету, вдруг выяснилось, что достойной смены нет. Откуда ей взяться, если почти все базы подготовки утратили свой статус?
Физкультура стала модной
- Дав физкультуре зеленый свет, правительство страны в большей мере инвестирует массовый спорт, а профессиональный отдан на откуп личного энтузиазма и амбиций. Почему, на ваш взгляд, это происходит?
- Я бы не стал делить спорт на массовый и профессиональный. Очевидно, что они взаимосвязаны. У каждого чемпиона за спиной - школьные уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях. Я начинал тренироваться в числе 40 гребцов, большая часть которых со временем отсеялась. В итоге получилось, что к главному старту (имею в виду олимпийские игры) я пришел один. Спорт высших достижений - это прерогатива избранных, но на пути к медалям они должны доказать свою конкурентоспособность. Чемпионами не рождаются, а становятся.
Не вижу ничего предосудительного в поддержке разных спартакиад, туриад, универсиад и прочих спортивно-массовых соревнований. Они проводятся для популяризации спорта и здорового образа жизни - иными словами, для того, чтобы оторвать детей от компьютеров или от бутылки с пивом.
- За отсутствием какой-либо идеологии в наши дни именно спорт занял пустующую нишу. Патриотизмом сегодня называют поддержку любимой команды на международной арене. Это разве нормально?
- Выступление нашей сборной, будь это футбол, баскетбол или хоккей, всегда сплачивало не только рьяных болельщиков, но и людей, весьма далеких от спортивных событий. А разве это не патриотично - наблюдать за успехами Ильи Захарова? Я больше чем уверен, что большинство саратовцев держали на удачу кулаки, когда Илья готовился к решающему прыжку в олимпийском Лондоне. А когда он стал чемпионом, каждый из нас почувствовал свою причастность к победе. Это же наш земляк! Его воспитал саратовский тренер! Спортивные лидеры всегда были в почете. Вот вам и взаимосвязь массового спорта и спорта высоких достижений.
- К слову о тренерах. На фоне недавнего «ледового позорища» - матча сборной России и США, где наши хоккеисты уступили со счетом 3:7, заговорили о Тарасове и Тихонове. Мол, наших спортсменов должны тренировать диктаторы...
- Во-первых, не стал бы так категорично отзываться о выступлении наших ребят. Я даже свою спортивную карьеру не могу назвать гладкой и сладкой - на пару лет был дисквалифицирован.
Когда на пике достижений мы с напарником приехали на чемпионат мира, думали: если не в лидерах, то в призерах будем точно. А по результатам оказались только десятыми (!), что отрезало путь в сборную страны. Для нас это был настоящий шок! На то он и спорт, что непредсказуем.
Кто бы мог подумать, что сборная Швейцарии по хоккею займет 2-е место? Но ведь это случилось. Я по себе знаю, чего стоит каждая медаль. Чтобы стать ее обладателем, нужна не только отменная «физика» - еще удача и хорошее настроение перед стартом. Немалую роль, конечно, играет тренер. Но здесь все индивидуально. С одним спортсменом нужно мягче, с другим - тверже.
- А как смотрите на то, чтобы самому заняться воспитанием чемпиона? Не «созрели» еще до тренерской деятельности?
- Если быть откровенным, хотелось бы немного отдохнуть от любимого вида спорта. Работа тренера - это ответственность за результат. Но, даже не будучи персональным наставником, я переживаю буквально за каждого воспитанника областной спортивной школы. Не буду скрывать: есть ребята, подающие надежды, и на них уже заглядываются тренеры из других регионов.
Армию на горшки променяли
- Сергей Валерьевич, а как часто вам приходится видеть «здоровые порывы» молодежи? Почему спортивная медаль для них - гордость, а воинская служба - позор? Не обидно за то, что будущие защитники, если не «косят» от армии, то предпочитают горшки выносить из-под больных?
- Записываться в уклонисты или нет, каждому диктует совесть. Но здесь наверняка не обходится без страха перед дедовщиной. Многие усмехнутся: мол, что за мужик, если бежит от армейских будней, но, поставив себя на место родителей, чьи сыновья оказались жертвами «мирной войны», понимаешь, что ирония неуместна.
- Личные примеры вроде решения Александра Логинова могут изменить ситуацию?
- Такие примеры единичны, но тем не менее есть. Он будет служить в спортивной роте и, думаю, это правильно. Служба в армии без отрыва от регулярных тренировок - хороший вариант для любого спортсмена. Будь я на его месте, поступил бы так же.
- А нормы ГТО, которые хотят реанимировать в учебных программах, способны, на ваш взгляд, изменить отношение ребят к воинской службе или это всего лишь «пунктик» в реформе образования?
- Конечно, мальчишкам будет интересно подержать в руках учебную гранату или винтовку. А когда придет осознание, что это не игрушка, а макет настоящего оружия, хотелось бы верить, что они начнут проявлять больше ответственности за свои поступки.
Досье: Сергей Улегин родился в Энгельсе в 1977 году. Окончил СГАУ им. Н. И. Вавилова. В 2002 году вышел на международную спортивную арену, став членом национальной российской сборной. Неоднократный победитель и призер чемпионатов Европы и мира. В 2008 году стал серебряным призером летних Олимпийских игр в Пекине. С 2012 года возглавил ДЮСШ «Надежда губернии».
Смотрите также:
- О. Леонтьев: «Хочется вернуть зрителей на трибуны» →
- А Миронов: «Сокол» работает над ошибками →
- Как вернуть спортивную славу? →