Обычно о летчиках говорят так: «Свою жизнь он посвятил небу!». О саратовце Николае Реброве, Герое Труда, так не скажешь. Он никогда не сидел за штурвалом самолета. Но от его профессионализма, знаний и опыта зависела безопасность людей, которые поднимались в небо. Более 35 лет он готовил самолеты к вылетам.
Родился в селе
Олег Винс, «АиФ-Саратов»: Николай Андреевич, как начинался ваш трудовой путь?
Николай Ребров: Родился в Оренбургской области, в селе Беседино, в крестьянской семье. После окончания школы в 1955 году поступил учиться в Куйбышевский авиационный институт (сейчас Самарский аэрокосмический университет.- Авт.). Поскольку школу закончил с серебряной медалью, экзамены сдавать не пришлось, был зачислен вне конкурса. Выбрал специальность «Техническая эксплуатация самолетов и авиадвигателей».
- Откуда у простого сельского паренька появился интерес к авиации?
- Сразу после войны в селе было много фронтовиков. Один из них, Алексей Васильевич Марков, летчик, был у меня первым учителем в школе. С его помощью выучился читать и писать. Он ходил в гражданской одежде, но по праздникам надевал форму - вся грудь в орденах. Иногда рассказывал о войне. Одну историю помню до сих пор, уж сильно запала мне в душу. Однажды подбили товарища из боевой группы, выполнявшей задание. Пилоту удалось посадить самолет на грунтовую дорогу. Тогда товарищи, оставшиеся в небе, стали летать вокруг, создавая заградительный огонь, не давая вражеской авиации расстрелять летчика на земле. Потом другая машина села и забрал пилота неисправного самолета. Это был геройский поступок! Поэтому заболел авиацией с первого класса, мечтал о самолетах. Кроме того, два двоюродных брата пошли в авиацию: один штурман, второй авиаинженер.
Встал на крыло
- Когда первый раз сели в самолет?
- Когда учился в Самаре, записался в местный аэроклуб. Сделал несколько прыжков с парашютом. Вот тогда не только сел в кабину, но и постоял на крыле. Прыгали по два человека: выходили из кабины, передвигались по крылу, затем прыгали. Кстати, испугаться не успевали! Инструктор кричит: «Пошел!» - и вперед! Когда парашют раскрылся, какая красота кругом!
- Как оказались в Саратове?
- Направили по распределению в 1961 году. Как сейчас помню, 12 апреля, в день полета Юрия Гагарина, ехал в поезде к месту назначения. Когда услышали по радио, все радовались, гордились, были счастливы. Прошло больше 55 лет, а помню тот день до сих пор.
Приехал, познакомился с начальством, сотрудниками. Начал трудовой путь с моториста, затем стал механиком. Старался учиться, осваивать все специальности, чтобы не попадать в сложную ситуацию, когда ты чего-то не знаешь.
Первое место работы - участок обслуживания самолетов. Когда машина налетала определенное количество часов, ее нужно ставить на регламентные работы. И зимой и летом, в любую погоду все делали на улице. Ангаров в то время не было. Затем меня перевели начальником смены, которая выпускала самолеты в полет, потом начальником участка легкомоторной авиации.
- В 90-е годы это направление перестало существовать...
- Тогда легкие самолеты летали даже в некоторые райцентры Саратовской области. Их использовали так: опыляли поля ядохимикатами, вносили удобрения, перевозили грузы. Были востребованы! Я часто думаю: может, сейчас можно вернуть это все?
За что звезда?
- За что получили награду?
- В 1965 году стали поступать новые самолеты Ан-24. Их приходилось осваивать, обучать пилотов. Это очень трудоемкий процесс. Звание Героя Труда присвоили в 1973 году за успехи в деле перевозок грузов для народного хозяйства и освоение новой техники.
- Как узнали об этом?
- Мне пришла телеграмма с приглашением поехать в Москву в составе делегации. Когда прилетели, пришли в профильное министерство, меня попросили сфотографироваться. Ребята стали шутить: «Что-то ожидается, зачем снимают?». На следующий день в газете опубликовали Указ Верховного Совета СССР о награждении меня звездой Героя Труда. Вручали ее в Кремле, в торжественной обстановке.
- Что-то изменилось после награждения?
- Начал заниматься общественной работой. А как же иначе? Собственно, я так и продолжал работать, ничего не изменилось. И раньше относился ответственно, а после этого забот прибавилось.
Сейчас многие молодые работники хотят всего и сразу. На мой взгляд, нужно начинать с малого в любой специальности, а затем расти.
Смотрите также:
- Судьбой хранимая. «Бранденбургская мадонна» встречает девяностую весну →
- Игорь Шилов: На войне я всё время думал, где раздобыть еды →
- «Была и ведьмой, и ангелом-хранителем» →