О молодежи и роли живописца в современном мире рассуждает председатель Саратовского отделения Союза художников, заслуженный художник России Павел Маскаев.
Картина - не зеркало
- Может быть, новому тысячелетию художник просто не нужен и его можно заменить цифровой фотокамерой с хорошим разрешением?
- Бывает, у каждого наступает период сомнений: зачем нужно изобразительное искусство? Это своего рода признак нашего времени. Легко не жилось никогда, но нынче особенно тяжело, потому что нет общей цементирующей идеи, во всём чувствуется некий «постмодернизм», разрушающий все и вся.
Слишком много разных идей, каждый считает, что именно его идея - истина. Раньше художники сомневались только в степени своего таланта. Сейчас сомневаются, нужны ли они вообще обществу? И не только из-за того, что есть фото, Интернет, что на холсте можно распечатать что угодно...
После работ Пикассо и Малевича, полёта Гагарина в космос сфера знаний человека необозримо расширилась. И тех средств, которыми пользовались авторы в прежние века, просто не хватает, чтобы передать всё, что происходит в жизни.
Поэтому живописцы уже не рисуют «гладко», как в ХVIII-ХIХ веках. Они хотят использовать силу фактуры, возможности новых материалов, красок - это сильно действует на эмоции. Художественное произведение - это не зеркало. «Хоть плюнь и разотри, но чтоб было искусство!» - есть такое выражение у художников.
Главное всё-таки не рисовать похоже, с этим вполне справляется цифровой фотоаппарат. Хотя фотохудожник на компьютере использует как раз графически-живописные приёмы. Любое фото можно превратить в подобие акварели. Но всё равно это всё механическое, выполняет аппарат, машина. Это свойственно нашему «механическому» веку. А живописец всё пропускает через сердце и у него на холсте не застывшее мгновенье, а пережитое.
Одному известному художнику в своё время ставили в вину, что он написал свой шедевр за полчаса. И некий журналист обвинил его в шарлатанстве: за короткое время невозможно создать что-то стоящее. На что живописец отвечал, что писал это полчаса и всю свою жизнь. Чтобы выплеснуть всё, что у тебя внутри, за полчаса, нужно довольно долго стараться!
Из 1000 мышей слона не сделать
- Как сегодня формируется истинный мастер?
- У изобразительного искусства свой язык - образный. А образы эти строятся из световых пятен, линий, из отношений холодных и тёплых цветов.
Это ремесло, которому учатся много лет: в детской художественной школе, затем в училище, в специализированных вузах… Но всё-таки учат азам, а не искусству.
Кто-то из больших театральных режиссёров сказал, что из тысячи мышей нельзя сделать одного слона. Живописец формируется, «варясь» в среде себе подобных. Именно поэтому сегодня более 100 саратовцев - члены Союза художников России. На каких-то тонких уровнях мы друг у друга считываем информацию. И идёт естественный соревновательный процесс в окружении творческих собратьев.
А чтобы заглянуть внутрь себя, художник должен уединиться и там увидеть ощущения от жизни, от общения, красоты, общественно-значимых событий…
Если это всё сложить и перенести на холст, родится нечто значимое.
- Семья Борисова-Мусатова сдавала в наем комнаты. Наверное, творческим людям необходим материальный тыл?
- Все мы прекрасно знаем, что живем в эпоху перемен. Перестройка, начатая в 88-м, не закончилась и по сей день. До сих пор идет передел собственности, рейдерские захваты, падает мораль, нравственность...
Хотя некоторые обыватели скажут, что все прекрасно - нет дефицита, с голода не пухнем, улицы заполнены авто… Только стало проще добраться на трамвае - не опоздаешь.
Основная масса живописцев сегодня живет бедно, еле сводя концы с концами. У нас даже есть такая поговорка: художник живет случаем или чудом. Если продалась картина - это или случайно, или совершилось чудо.
Хотя у многих непосвященных складывается ощущение, что задача художника - рисовать картинки вроде открыток и продавать их на проспекте Кирова. Но ведь художники не меньше государственных мужей переживают за свою страну и свой город.
Сейчас на нас чиновники смотрят как на потребителей, которые хотят получать от города блага в виде безвозмездного пользования мастерскими. А городские депутаты при этом представляются теми, кто хочет получить для Саратова деньги. Но ведь ценности бывают и нематериальными…
Творец пишет на самозаказ
- В каких красках видят сегодня жизнь молодые?
- Хотим ли мы этого или нет, у нас город с глубочайшими культурными корнями. Радищевский - первый в России общедоступный музей - был открыт именно у нас.
Причем гораздо раньше, чем Третьяковка и Русский музей. Благодаря этому на всех крупных выставках саратовская живопись отличается своим уровнем до сих пор.
В Саранске сейчас проходит выставка «Молодая Волга», где Саратов был представлен работами 35 молодых художников. При этом только у 2-х из них есть своя мастерская, да и та одна на двоих.
Если честно, мы были приятно удивлены энтузиазмом молодежи. Ведь что говорить - заказов нет, мастерских нет, жить не на что... При том, что ежегодно саратовское художественное училище выпускает 50 человек. Куда они потом деваются? Многие работают дизайнерами, а кто-то рисует узоры кремом на тортах.
Но все же истинный художник пишет на самозаказ. Надо сказать, некоторые картины молодых носят несколько гротескный социальный характер.
Взять хотя бы работу «Доллар как психология толпы» Андрея Солдатенко. Стадо овец уходит к горизонту вереницей в виде доллара, повернувшись к зрителю «тылом». Такое вот баранье стремление к накоплению.
Или картина Анны Жевак «Выборы», на которой изображен напыщенный индюк, прямо как кандидаты в депутаты перед выборами. Раздуются, хвосты распушат, щедро раздают обещания... Куда потом что девается?..
Смотрите также:
- Цензура - внутри художника. Памятник должен будить эмоции? →
- Народный художник нарисовал надежды и разочарования →
- Какой фильм посмотреть этим вечером? →