С оглядкой на бизнес: Почему статус учёного теряет привлекательность?

   
   

Если в начале 2000-х годов многие воспринимали компьютер как дорогую игрушку, то сегодняшняя жизнь без него фактически немыслима. Производство диктует спрос на информационные и нанотехнологии, экономящие ресурсы и время. А это, как известно, прерогатива ученых.

О том, с какими трудностями приходится сталкиваться при подготовке IT-специалистов и почему среди них так мало желающих получить ученую степень, в канун Дня науки «АиФ - Саратов» рассказала Антонина Фёдорова, Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Кадровый голод

Татьяна Волченко, АиФ-Саратов: Без высшего образования и владения персональным компьютером сегодня не устроиться на хорошую работу. Профильные вузы успевают отвечать запросам рынка труда?

Антонина Фёдорова: Потребность в IT-кадрах сегодня неуклонно растет. Чтобы восполнить кадровый голод, в ноябре прошлого года правительством была утверждена стратегия развития IT-области нашей страны, рассчитанная до 2020 года, а в перспективе - до 2025. К этому времени российские вузы должны будут подготовить порядка 350 тысяч специалистов (для сравнения: сегодня выпускают только 25 тысяч). А если учесть, что наши профессионалы востребованы и за рубежом, то эта цифра возрастет в разы.

- Желая идти в ногу со временем, многие учебные заведения стали культивировать профильную подготовку. Рынок труда сегодня перенасыщен юристами, экономистами, хватает и дипломированных программистов...

- Программистов на самом деле немного. Еще меньше достойных. Действительно, сегодня многие как большие, так и малые предприятия опираются в работе на компьютерные технологии. И если технические ресурсы стали весьма доступными, то классных специалистов катастрофически не хватает. Да, многие учебные заведения подхватили новомодную тенденцию готовить специалистов, не имея достойной площадки. Однако уровень обучения далеко не всегда отвечает реалиям жизни. Нехватку настоящих профессионалов усугубляет тот факт, что лучшие из лучших уезжают в столицу, а потом за рубеж. Сегодня более 10 наших выпускников последних лет успешно работают в Силиконовой долине ведущими специалистами.

   
   

- Почему саратовцы ищут лучшей доли на стороне, если есть возможность трудоустроиться в родном городе?

- Наша область не может предложить достойной зарплаты, социальные условия тоже оставляют желать лучшего. Саратов, увы, даже не столица Поволжья. Нам с Санкт-Петербургом и Москвой не равняться. Кроме того, грамотные, способные ребята заинтересованы в решении масштабных задач, поэтому стремятся найти работу в крупных компаниях - таких, как Яндекс, Майл.Ру. Уже достаточно много наших выпускников работают в корпорациях Google, Facebook.

На хорошем счету

- Это лишний раз подтверждает, что саратовская компьютерная школа на хорошем счету. Но, говоря о подготовке, следует заметить, что у городских школьников гораздо больше возможностей получить профильное образование, чем у их сверстников из глубинки.

- Не совсем согласна. Среди абитуриентов сельских ребят довольно много, и шансы на поступление у них такие же, как у саратовцев. Более того, выпускники городских школ в последние годы все чаще поступают учиться в столичные вузы, используя результаты ЕГЭ. Впрочем, это может делать каждый школьник, если чувствует в себе силы. К тому же мы вместе с профильным вузом Санкт-Петербурга уже несколько лет проводим предметную олимпиаду, предоставляющую право льготного поступления для победителей и призеров. Так что умалять возможности ребят из глубинки я бы не стала.

Другое дело - предпрофильная подготовка. У нас неважно обстоят дела с преподаванием физики, математики, информатики. Сегодня все школы насытили компьютерами, но детям интереснее пользоваться графическими редакторами, создавать сайты, а вот программировать они не умеют, и никто их этому не учит. Виной тому - отсутствие хорошо подготовленных учителей-предметников. Разве дело, когда урок информатики ведет биолог или физкультурник? Стараемся восполнять пробелы своими разработками, готовим учителей информатики.

- Социологи бьют тревогу: мир погрузился в Интернет. Для одних это гигантская помойка, для других - невозделанное поле... А на ваш взгляд?

- Очевидно, что все зависит от человека. Беда, если Интернет открывается ребенку со слабыми познаниями и неустойчивой психикой. Он предпочтет проводить время в социальных сетях или того хуже - за компьютерными играми. Если же человек грамотный, то он использует Интернет для развития. В этом нет ничего плохого.

- А насколько большой интерес молодежь проявляет к компьютерным наукам?

- Многие родители ошибаются, полагая, что раз в доме есть компьютер и ребенок проводит за ним сутки напролет, значит он - прирожденный программист. Для того чтобы стать специалистом, нужно знать классические математические дисциплины, компьютерную алгебру, современные языки и технологии программирования, иметь представления о компьютерной безопасности - всего не перечислишь.

Престижность компьютерных наук среди молодежи невысока. Возможно, это связано с большой востребованностью в прикладных специалистах: не успев закончить обучение в университете, студенты начинают совмещать учебу с работой. Привлечь их в аспирантуру становится все сложнее.

Закон не успевает за наукой

- Глубокие знания в области компьютерных технологий увеличивают соблазн стать хакером. Как простому пользователю обезопасить себя от недобропорядочных специалистов?

- Сделать это очень сложно, потому что число вредоносных программ непрерывно растет. Но есть антивирусные программы, разработкой которых занимаются целые коллективы, например лаборатория Касперского. А вообще защита от недопропорядочного специалиста - это дело не программистов, а психологов и кадровых работников.

- Как профильный специалист, что вы можете сказать о законодательной базе в отношении информационных технологий?

- Наш закон не успевает за их развитием. Но решать все проблемы одними запретами и ограничениями нельзя. Наука - это движение вперед. И оно настолько бурное, что табу и вето его вряд ли остановят - скорее всего, изменят «русло». В качестве примера можно привести ситуацию с американским специалистом Эдвардом Сноуденом. Размах проблемы колоссальный, он вышел далеко за пределы информационных технологий.

- Сегодня наука все чаще делает ставку на нанотехнологии. А если говорить о компьютерных технологиях, какие из разработок пользуются особым спросом?

- Сейчас очень популярна разработка мобильных приложений, Web-программирование, технологии параллельного программирования, разработка облачных технологий. Все производство использует управление на основе баз данных. Эти базы используются и в бизнесе, и в экономике, и в образовании, и в медицине. Большим спросом пользуются специалисты в области криптографии и защиты информации

- В наши дни мало быть Перельманом. Ученые уже не столько ученые, сколько бизнесмены. Оправдан ли, на ваш взгляд, такой подход?

- Наука должна быть прежде всего наукой, локомотивом жизненного развития. Потребности производства, безусловно, ставят определенные задачи перед учеными, но это лишь вершина айсберга. Те умозрительные проблемы, которые стоят перед математиками, физиками, только на первый взгляд не имеют отношения к действительности, а на самом деле в скором времени оказываются той необходимостью, без которой немыслима жизнь. «Чистая» наука должна существовать. Мне в какой-то мере даже жаль, что математику, физику и другие направления стали «прикладывать» к компьютерным наукам, хотя эти прикладные дисциплины становятся все более востребованными.

Досье: Антонина Федорова родилась в Донецкой области. Окончила мехмат СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Кандидат физико-математических наук. Декан факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Почётный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования.

 

Смотрите также: