Айтишник, постой! Как удержать в регионе кадры

9sdworld / pixabay.com

Развитие, импортозамещение невозможно представить без it-специалистов, работающих в сфере информационных технологий. Какие предпринимаются меры, чтобы удержать их в нашей области?

   
   

На миллионеров не тянут

При том что саратовские вузы выпускают немало программистов, спрос на эти направления подготовки стабильно высок, в регионе ощущается нехватка этих специалистов. Заместитель министра труда и соцзащиты области Наталья Михайлова рассказала, что на 11 июля этого года на единой цифровой платформе «Работа России» размещена 31 тыс. вакансий, из которых порядка 40% составляют инженерно-технические работники.

«Средняя заработная плата по ИТ-специальностям в регионе такова: программист получает 21,5 тыс. рублей, техник-программист - 19 тыс. рублей, ведущий программист - 25 тыс. рублей, инженер-программист - 28,9 тыс. рублей, ведущий инженер-программист - 72,5 тыс. рублей», - перечислила Наталья Александровна.

Высокооплачиваемой в ведомстве назвали вакансию инженера-программиста на предприятии, занимающемся разработкой компьютерного программного обеспечения (около 60 тыс. рублей). Высокой считается зарплата, где инженеры-программисты на предприятиях получают от 45 до 60 тыс. рублей.

В последнее время наконец заговорили о серьезных мерах поддержки этой отрасли. Специалистам в IT-сфере выдается льготный кредит на ипотеку по процентной ставке не более 5% годовых. Заемщиками могут стать граждане от 22 до 45 лет, чей средний размер заработной платы превышает 100 тыс. рублей (что в нашем регионе мало у кого наблюдается). В Саратовской области решили облегчить участь IT-предприятий.

В чём счастье?

Депутаты облдумы большинством голосов проголосовали за снижение процентов от доходов для организаций, разрабатывающих программное обеспечение, тех, что работают в сфере информационных технологий: за один процент вместо шести. Подобные льготы должны продлиться до 2023 года включительно.

По подсчетам под меры поддержки попадут около 850 налогоплательщиков. Они будут отбираться по размеру средней зарплаты сотрудников (не меньше двух МРОТ) и их среднесписочной численности за налоговый период (не меньше 80% по сравнению с предыдущим).

   
   

Стоит признать, что на заседании все-таки было озвучено: дифференцированные налоговые ставки для предприятий сферы инновационных технологий необходимо было вводить раньше.

«Это правильная мера, IT-сферу поддерживать нужно, особенно в наше время, однако далеко не факт, что льготы для предприятия улучшат материальное положение сотрудников, - считает экономист Павел Носов. - Безусловно, все люди заинтересованы в стабильности, наличии работы, однако специалистов в нашей области эти меры едва ли удержат».

По мнению эксперта, сэкономленные деньги по налоговой ставке будут направлены на залатывание собственных «дыр» предприятия. Повлиять на сотрудников принятые меры могли бы в том случае, если бы льготы вводились не краткосрочно, до 2023 года, а на более длительный период. Зачем повышать зарплату, если льготы вскоре закончатся?..

«Один знакомый трудится в саратовском медцентре программистом за 50 тыс. рублей в месяц, - рассказывает читатель Антон Кормчев. - Мой однокурсник в московском банке получает в месяц 250 тыс. рублей. Вместе с премией месячный доход достигает 350 тыс. рублей. Но тут нужно учесть, что специалист специалисту рознь. Чем востребованнее твои навыки и знания, тем больше за них готов платить работодатель.

Далеко не каждому человеку легко сменить работу. Тем более решиться на переезд в другой город.

«Если специалист будет заниматься любимым делом, которое приносит ему удовольствие, отношения в коллективе, с руководством благоприятные, то мысли о смене работы будут посещать реже, - высказывается социолог Ольга Смирнова. - Хотя, безусловно, уровень доходов - важный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов».