Нет работы - нет села: Почему пустеют села?

Екатерина Донских / АиФ

   
   

Деревня Молоденки - это 18 км от Аркадака. О прошлом и настоящем этого населенного пункта рассказала нашей газете жительница Аркадака Анна Петровна Куцевляк:

- Раньше это было большое село - больше сотни дворов. Неподалеку был колхоз «Красное знамя», который особенно славился посевами сахарной свеклы. Туда отправляли на практику учащихся-механизаторов из Балашовского техникума. В селе работали школа, клуб. Теперь колхоза нет, в деревне осталось 11 дворов. Местность там очень красивая: заливные луга, леса, холмы... Есть родник, в котором, как выяснилось, повышенное содержание ионов серебра. Целебный источник когда-то облагородили, поставили купальню, но сегодня от нее уже ничего не осталось. Все вокруг заросло.

Страшно жить в запустении, но оставшимся в этих селах старикам деваться некуда. Знакомая Анны Петровны, старожилка одного такого села, где дворы можно пересчитать по пальцам одной руки, признается: «Бывает, возьму двустволку, заряжу и пальну в воздух, чтобы волки разбежались».

В Аркадакском районе, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, остаются пять сел, где живут меньше десяти человек, и еще пять, где уже никого нет. Деревни приходят в запустение примерно по одному сценарию. Начинается все с отсутствия заработка. Конечно, есть тому объективные причины: например, новые технологии, применяемые в сельских производствах, уже не требуют большого количества работников. Кто помоложе уезжают, потом закрывается школа, переводят в другое село фельдшерский пункт.

По закону сохранения средств

Но все же есть нечто позитивное, что можно противопоставить запустению сельской глубинки. С 2013 года в регионе заработал процесс укрупнения муниципальных образований. Его цель - экономия бюджетных средств за счет сокращения управленческого аппарата и последующее их использование для благоустройства объединенных поселений.

Глава Лопуховского МО Аткарского района Эдуард Юлдашев считает это делом нужным: «Иначе они пропадут. Должны быть центры, где есть вся социальная инфраструктура». Сейчас поселок Лопуховка находится в процессе объединения с селом Земляные хутора, уже состоялись общественные слушания. Как это отразится на благоустройстве, местный глава пока сказать затруднился, но с этой с точки зрения, по его мнению, гораздо более ощутимы поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым акцизы на бензин теперь перечисляются в бюджет поселения и могут расходоваться на ремонт дорог.

   
   

Процесс укрупнения уже завершился в отношении сел Озерное и Приречное. «По нашим подсчетам, экономия бюджетных средств составит порядка 600-700 тысяч рублей, - говорит глава Озерного МО Александр Владимиров. - Эти средства пойдут на уличное освещение, ремонт дорог, очистку от снега зимой, покос травы летом».

О том, что жителей в деревнях становится все меньше, Александр Викторович знает не понаслышке. Но ему известны и примеры, когда поселение от этого не погибает, а возрождается в новом качестве: «В Старой Лопуховке на реке Медведица начали выкупать землю под дачи - места здесь красивые». Возможно, это и есть рецепт спасения для умирающих деревень?

Смотрите также: