Дотянет ли мост Саратов-Энгельс до реконструкции?

   
   

Вопрос по-прежнему остается открытым. Дата начала ремонтных работ не называется даже приблизительно. Денег на реконструкцию гидросооружения нет.

То, что мост обветшал, сегодня признают не только эксперты, но даже чиновники. Осенью прошлого года региональные власти заявили, что в мае строение начнут ремонтировать. Горожане переживали, как будут добираться на работу, учебу, дачу: ведь работы продлятся пять месяцев. Зря волновались! От планов по капитальному ремонту в этом году отказались - полумиллиардной субсидии от федерального центра не поступило.

Пикет не разрешили

Однако время идет, мост ветшает. С каждым годом транспортный поток увеличивается. Сколько времени мост сможет выдерживать подобную нагрузку, точно неизвестно. А горожан этот вопрос очень волнует. 18 мая активисты планировали провести акцию «Закройте мост! Мы не хотим погибнуть». В социальных сетях появились призывы присоединиться к пикету. В мероприятии намеревались задействовать тысячу человек - предполагалось, что они выстроятся на тротуаре, взявшись за руки. Но в администрации Энгельсского района разрешение на проведение пикета не дали. Почему отказали активистам, в отделе общественных отношений покровской мэрии комментировать не стали.

Не первая попытка

Но дело с мертвой точки всё же сдвинулось.

- В этом году планируется проведение полного обследования объекта - надводной и подводной частей опор. Финансироваться работы будут из средств областного дорожного фонда, - заверил Николай Чуриков, председатель комитета дорожного хозяйства Саратовской области.

Кстати, исследование подводной части опор будет осуществляться в первый раз за 48 лет эксплуатации. А вот другие предремонтные работы финансировались неоднократно.

В 2002 году специалисты Научно-исследовательского института транспортного строительства выдали заключение, что проезжая часть моста «Саратов-Энгельс» находится в неудовлетворительном состоянии. Спустя четыре года предпроектное обследование сотрудников института «Проектмостореконструкция» выявило трещины и разрушение защитного слоя несущих конструкций. И уже в 2008 году тот же НИИ выполнил обследование и испытание пролётных строений и опор русловой части моста.

Проект капитального ремонта автодорожного моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы России. Но так и не реализовался в жизнь, а остался на бумаге!

Миллионы на экспертизу

В пятницу, 17 мая, на сайте Госзакупки появилось сообщение об открытии конкурса. За обследование автомобильного моста «Саратов-Энгельс», разработку проектно-сметной документации ремонта четырнадцатой опоры гидросооружения саратовские дорожники готовы заплатить 9 миллионов 738 тысяч 515 рублей.

Времени на проведение работ не так уж много: срок их выполнения - до 5 декабря 2013 года.

На сайте также появился лот на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильного моста «Саратов-Энгельс». Стоимость работ оценили в 108 миллионов 852 тысячи рублей.

Видимо, эту сумму потратят на обещанные восстановительные работы: гидроизоляцию тротуаров, замену перил, ремонт лестничных сходов, установку опор освещения и подключения электроосвещения моста по проектной схеме с использованием кабельных мостиков и ремонт опоры № 14.

Будут ли еще выделены деньги, дорожники сказать пока не готовы. Между тем на капитальный ремонт переправы, связывающей областной центр и Энгельс, планировали выделить 265 миллионов рублей. Вносили эту сумму в прогнозное распределение бюджета. Денег больше нет?

То, что самостоятельно Саратовская область провести капитальный ремонт моста не сможет - очевидно. Стоимость работ, по предварительным подсчетам, составляет около 1 миллиарда рублей. Если подводное обследование выявит дополнительные дефекты, сумма еще увеличится. Денег у области нет, долг региона продолжает расти. Надежда только на федеральные власти. Правда, в Москву региональные чиновники уже обращались с просьбой оказать государственную поддержку на восстановление переправы, но помощь не пришла... пока.

А есть альтернатива?

Успокаивает саратовцев сейчас только то, что автомобильное движение по мосту в 2013 году закрываться не будет. Потому как альтернативного сообщения на данный момент практически нет. Мост у села Пристанное с транспортным потоком явно не справится. Какие еще пути саратовские чиновники могут предложить жителям области в качестве альтернативы? Задействовать железнодорожный мост и добавить дополнительные электрички? По Волге можно пустить речные трамвайчики, но здесь будет огромная проблема с учетом того, что саратовская причальная стенка не функционирует.

Кстати

   
   

Мост «Саратов-Энгельс» претендует на звание символа Приволжского федерального округа. На 20 мая за него уже проголосовали 29 тысяч 881 человек. Пока он занимает вторую строчку рейтинга. Но шанс возглавить голосование остается: всероссийский проект-конкурс по выбору десяти главных достопримечательностей завершится только 29 сентября.

Мнение власти

Берега объединят канатом?

Василий Разделкин, председатель комитета транспорта Саратовской области:

Канатная дорога может стать альтернативным видом пассажирского транспорта, который наряду с автомобильными и железнодорожными перевозками обеспечит постоянное сообщение между Саратовом и Энгельсом. Ежедневно через мост Саратов-Энгельс передвигаются порядка 50 тысяч человек, каждый час здесь проезжает более 3 тысяч автомобилей. Введение в эксплуатацию канатной дороги позволит жителям области воспользоваться дополнительным видом транспорта в этом направлении, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению количества транспортных средств, проходящих по мосту.

Мнение эксперта

Относительно безопасный

Олег Деревякин, технический директор ООО «Институт «Проектмостреконструкция»:

С момента последнего обследования моста «Саратов-Энгельс» прошло пять лет. Насколько износилось сооружение, покажет экспертиза. Но то, что капитальный ремонт срочно необходим, очевидно. Пока же износ только накапливается. У всех сооружений есть свой жизненный цикл. По заключению 2008 года, остаточный ресурс долговечности моста - 20-25 лет после проведения ремонта. Поэтому уже сегодня нужно искать альтернативы - такие, как параллельное возведение нового моста, разработка створа моста в другом месте.

Поговорили и забыли?

Дмитрий Козенко, журналист:

Если бы у нас была возможность делать все как у людей, то мост Саратов-Энгельс прежде всего, нужно обследовать самым тщательным образом. Потом определить сроки ремонта. Судя по тому, что мостостроители и ученые бьют тревогу, мост придется обязательно ремонтировать. Собственно говоря, это ясно уже из того, что мосту пятьдесят лет, а движение по нему с каждым годом становится все интенсивнее. Далее, определив сроки ремонта, надо готовиться к нему. Чтобы избежать транспортного коллапса, чтобы не создавать проблем сотням тысяч жителей Энгельса и Саратова, надо определить альтернативные варианты перевозок людей и грузов. Да, есть мост у Пристанного, но в самом Саратове неизбежно будут возникать гигантские пробки. Какие варианты, на мой взгляд, необходимо проработать заранее? Восстановление пассажирских речных перевозок между правым и левым берегами. Возможность паромного сообщения между нашими городами и, может быть, наведение понтонного моста, тем более что судоходство на Волге практически отсутствует. В самом Саратове проектирование нескольких транспортных развязок на Соколовой горе, у Алексеевского оврага на выезде из Юбилейного поселка. Но ничего этого делается, только на заседании городской думы говорили о развязке на выезде из Соколовогорского поселка. Поговорили и забыли. Если не считать экзотических предложений о строительстве канатной дороги (у нас в Саратове любят мечтать о канатных дорогах), о ремонте моста власти не думают. Наверное, надеются, что за время их пребывания на постах ничего не случится. Есть и еще одна проблема, даже более серьезная, чем бездействие властей. Это тотальное безденежье регионов. Федеральный центр посадил их на такой скудный денежный паек, что всерьез думать о больших проектах нет смысла. Средств все равно нет. И вряд ли они будут.

Смотрите также: