Недавно принятый Закон «Об образовании» вызвал немало дискуссий. Он должен будет сменить положения 1992-го и 1996-го годов, действовавшие в России до сей поры. Новшества коснутся всех подготовительных ступеней, начиная с дошкольной и заканчивая вузовской и послевузовской.
Чего ждать от нового документа, который вступит в силу уже 1 сентября? Поразмышлять на эту тему «АиФ - Саратов» предложил доктору филологических наук, заслуженному деятелю науки РФ Валерию Прозорову. Гость редакции поделился мнением о том, почему падает уровень российского образования и чем чревата дегуманитаризация общества.
Мы ориентированы на словесность
- Валерий Владимирович, несмотря на то, что проходные баллы в вузы из года в год растут, а желающих освоить ту или иную специальность не становится меньше, можно предположить, что уровень школьной подготовки достаточно высок…
- Если судить по сегодняшним абитуриентам, уровень этот ежегодно и катастрофически падает. И мне особенно больно за гуманитарные предметы, которым я посвятил свою жизнь. Ведь очевидно: никакая, даже самая изощренная система ЕГЭ не сможет протестировать знания по литературе. В ней важно отношение, читательская точка зрения, восприятие. Исчислить сложную человеческую мысль с помощью правил Единого госэкзамена нельзя. Но Министерство образования и науки не слышит специалистов.
На качестве подготовки выпускников очень сильно сказалось исчезновение школьных сочинений. А это, по большому счету, исчезновение повода для размышлений не только на литературные, но и на общественно-нравственные и другие темы. Случались ведь сочинения, в которых авторы душу изливали, выражали свое отношение к жизни… Когда сочинение из школы фактически исчезло, многое рассыпалось в гуманитарной подготовке. Из года в год ситуация обостряется все больше. Но раз всеобщая ЕГЭизация уже произошла, миллиарды рублей вбуханы и быстро отказаться от этого опыта нельзя, надо хотя бы уже с нового учебного года вводить на новом качественном уровне для всех без исключения школьные сочинения. И - педагогическая инновация(!) - по итогам выпускного сочинения проводить собеседование с его автором! Появляется двойной положительный эффект: во-первых, выпускник попробует какой-то связный текст написать, пусть не очень совершенно, даже коряво, но потом он свои мысли попытается устно развить, объяснить и защитить. Это одно из вполне конкретных предложений во спасение гуманитарного образования в школе. Конечно, нужно вести разговор и об истории, и о других дисциплинах, но Россия всегда была и будет страной, ориентированной прежде всего на свою словесность.
- Если 15-20 лет назад ученики могли осуществлять предпрофильную подготовку в лицеях и гимназиях, то сегодня учебные заведения среднего звена все больше тяготеют к единому стандарту. Не затеряются ли «светлые головы» в этой уравниловке?
- Здесь надо тревожиться не о будущем времени, а о настоящем. У нас есть специализированные школы, и в соответствии с Законом они будут сохранены. Что касается стандартов, то они ведь обеспечивают и право выбора. Другое дело, что с течением времени выбирать будет некому, потому что учителя высокой квалификации очень скоро станут исчисляться в школе единицами. Уже сейчас отчетливо дает о себе знать свертывание педагогического образования в стране. Мы можем лишиться опыта, который был накоплен в XIX - XX веках.
В нашей области есть и несомненно положительный эксперимент: в состав СГУ, как известно, в своё время вошли Саратовский и Балашовский пединституты; сегодня это - единый организм, готовящий для региона педагогов по всем школьным предметам. А для того, чтобы координировать эту огромную работу, был создан и успешно работает специальный научно-методический совет по педагогическому образованию - в высшей степени полезная, постоянно действующая площадка для профессионального общения и обмена опытом. Это очень важно в наши дни. Глядя на то, как многие хорошие пединституты, сливаясь с университетами, теряют свое лицо, становится не по себе, потому что через какое-то время они перестанут готовить педагогов. А когда придет время для передачи учительской эстафеты, окажется, что достойной смены нет. Это будет школьный коллапс, который дорого обойдется нашей стране.
Сейчас многое делается для того, чтобы в школу шла молодежь: поднимаются оклады, постепенно растёт имидж профессии, но этого мало - учитель должен уметь учить.
«Странности, которые настораживают»
- Современный рынок труда весьма требователен к качественной подготовке молодых специалистов. Свое недовольство уровнем знаний соискателей рабочих мест выражают многие работодатели.
- Здесь очевидны две проблемы. Первая - в том, что в 90-е годы было открыто неисчислимое количество вузов, а качество подготовки заметно упало. Если у вуза нет основательной материально-технической базы и достойного профессорско-преподавательского состава, о чем может идти речь?! При этом дипломы Московского, Санкт-Петербургского, Саратовского, других ведущих университетов равнозначны всем остальным. И у власти не хватает воли к реальному сокращению заведомо слабых учебных заведений. Вторая сторона проблемы - в серьезном заблуждении, которое еще бытует в России, а в мире уже давно преодолено. Высшая школа никогда не готовила специалиста, который мог бы опрометью окунуться в производственный процесс. Профессионалами становятся не сразу, и это нужно понимать.
- Говоря о количестве вузов, задаёшься вопросом: как сориентироваться в выборе учебного заведения, чтобы не попасть впросак?
- Сложный вопрос. У сегодняшнего абитуриента, в отличие от сверстника 80-90-х годов, есть право выбора, которое дает и новый Закон «Об образовании». С одной стороны, сроки действия результатов Единого госэкзамена продлены до 5 лет, а с другой - документы можно подавать сразу в несколько вузов. Главное, чтобы не было дурной бесконечности. Если молодой человек затрудняется в данном вопросе, можно положиться на опыт наставников: родителей, учителей. К примеру, я не очень доверяю рейтингам, далеким от реальной жизни. Если сугубо технический университет готовит гуманитариев, не пошел бы туда учиться. Такие странности сразу настораживают. В вузе должна быть своя школа, традиция. Каждый должен заниматься своим делом.
Я наше время называю спутанным. Разобраться в нём бывает нелегко, но упорно стремиться к этому надо: дело благодарное, а часто и веселое.
- При очевидном дефиците кадров рабочих специальностей абитуриенты продолжают отдавать предпочтение гуманитарным направлениям. Можно ли исправить эту ситуацию?
- У нас острый дефицит рабочих специальностей, потому что почти исчезло среднее специальное образование. В советское время говорили «пэтэушное», хотя специалисты выходили и с золотыми руками…Ситуация постепенно меняется благодаря укрупнению образовательных структур. У вошедших в состав вузов средне-специальных учебных заведений «открылось второе дыхание».
Что касается вопросов, связанных с гуманитаризацией образования… Здесь надо различать: есть гуманитарные науки, которыми заняты специалисты разных профилей, а есть гуманитарная культура - то, что представляет основу любого цивилизованного сообщества. Если говорить, к примеру, о филологической культуре - это культура словесного общения, культура диалога, медиакультура. Я рассказываю студентам о французской традиции улыбаться в ответ на едва задержавшийся взгляд прохожего. Попробуйте так сделать на проспекте Кирова в Саратове, многие в ответ покрутят пальцем у виска. А ведь с этой культуры взаимного расположения и общения все и начинается. Речь идет о том, чтобы мы учились друг друга внимательно слушать, старательно слышать и добросовестно понимать. Это, если хотите, - путь к спасению России. Процесс дегуманитаризации тупиковый.
Досье: Валерий Прозоров родился в 1940 году в Баку. Российский литературовед, профессор, академик Международной Академии наук высшей школы, член-корреспондент РАЕН, заслуженный деятель науки РФ. Член Союза журналистов России. В 2010 году указом Президента РФ награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги в научно-педагогической деятельности и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов.
Смотрите также:
- С оглядкой на бизнес: Почему статус учёного теряет привлекательность? →
- Студент Георгий Болотов: «Альтруизм сегодня в моде» →
- Может ли умный стать богатым? →